архив
Июль 2017

Ориентир

Бизнес в лепешке

Ниша

Между Севером и Югом

Вслух

От коктейля до кукси

Рынок

На один раз














Тигр против дракона



Весь мир пристальнее, чем когда-либо ранее, наблюдает за двумя гигантами: Индией, «Азиатским тигром», и Китаем, «Азиатским драконом». Эти экономические громадины – самые быстрорастущие в мире, охватывают почти 40% населения планеты. Две эти страны обладают и другим ресурсом для быстро растущих экономик: рабочая сила, одновременно квалифицированная и дешевая. У них есть и общие черты, но данная статья посвящена множеству различий, иногда – определяющих, которые следует учитывать, если вы хотите воспользоваться возможностями, предоставляемыми Тигром или Драконом. Раймон Байтар.

Автор статьи: FoodService Europe & Middle East

За последние пять лет на долю Дракона пришлась большая часть мировых капиталовложений, в то время как Тигр остался в стороне. В частности, процентная доля прямых иностранных инвестиций в ВВП Китая в три раза больше, чем в ВВП Индии. Многие верят, что Индия начинает догонять Китай по количеству передислоцировавшихся сюда глобальных корпораций. На сегодняшний день самый востребованный индийский экспорт – это услуги, китайский – производство. 6% мирового экспорта приходит из Китая, на долю Индии приходится лишь 1%. В то же время, Индия набирает обороты в плане производства, что ускорит рост ее ВВП. 

Около 25% населения Индии живут в бедности, в то время как в Китае за чертой бедности живет лишь 10% населения. Ни одной азиатской стране не удавалось вырваться из нищеты без промышленного подъема. Вряд ли Индия станет исключением. Преимущество Дракона состоит в том, что он уже открыл для себя все богатства, которые несут импорт и экспорт. С другой стороны, Индия – страна с самым молодым населением. Индийский средний класс равен по численности всему населению США. Это говорит о том, что в будущем Тигр вряд ли столкнется с нехваткой рабочей силы. Более того, в Индии будет множество потребителей, готовых приобретать продукты и услуги. 

Еда вне дома 

Объем китайского рынка общественного питания составляет $92,3 млрд, это более чем в пять раз превышает объем индийского рынка фуд-сервиса, который составляет $16,7 млрд. Возможные стратегии в обеих странах сводятся к следующему: 1) Следуйте за международными сетями; 2) Следуйте за туристами; 3) Следуйте за местными рынками. Некоторые различия, влияющие на текущие и будущие возможности в Китае и Индии – это размеры семей, доходов и сбережений. Размеры средней семьи в Китае – 3,7 человека, в Индии – 5,6 человека. Сбережения китайских потребителей почти в два раза больше сбережений их индийских коллег. Наконец, средний китаец зарабатывает почти в три раза больше, чем средний индийский потребитель. 

За последние десять лет многие западные рестораны вошли на эти рынки и организовали свои сети поставок. Дальше их будет только больше. Поскольку туристический сектор индийской экономики постоянно растет, это также станет определяющим фактором для индустрии фуд-сервиса. 

Сети ресторанов 

Уличные продуктовые рынки играют важную роль в обеих культурах, но вопросы пищевой безопасности в Китае меняют потребительское поведение. В то время как китайское правительство вводит новые требования к безопасности пищевых продуктов, многочисленные международные сети уже отвечают представлениям о безопасной еде. В Индии этот процесс идет гораздо медленнее, но требования к безопасности пищевых продуктов уже начали учитываться в дорогих ресторанах. В Китае наблюдается значительный приток ресторанных сетей. В Индии такого наплыва еще не было, но темпы развития этого сектора растут. В частности, в Индии работает около 100 ресторанов McDonalds, а в Китае – более 770. Этот факт говорит о том, что сети ресторанов фаст-фуда становятся все популярнее в городах Индии, но их популярность в городах Китая гораздо выше. Кроме того, многие ресторанные сети вошли на китайский рынок, предлагая китайским потребителям более широкий ассортимент. 

Туризм и гостиничный бизнес 

Около 47 млн человек посещают Китай каждый год, количество туристов, посещающих Индию, составляет около 4 млн. Общее количество гостиничных номеров в Индии – всего 110000, в Китае же их более миллиона. Номера в индийских гостиницах гораздо дороже, чем в Китае, это одна из многих причин, почему туристы и деловые люди со всего мира не спешат в Индию. В то же время, местные сети, такие как Taj, и международные гостиничные цепочки, такие как Accor и Hilton, планируют открыть большое количество гостиниц в Индии в течение следующих пяти лет, это означает, что значительно вырастет количество номеров, а цены станут более доступными. Все это приведет к развитию индустрии туризма и, как следствие, индустрии фуд-сервиса в Индии. 

Местные рынки и деловая среда 

Китай – коммунистическая страна с централизованным правительством, Индия – демократическое государство. Даже не делая оценочных суждений, совершенно ясно, что к каждой из стран необходим собственный подход. Китай создал деловую среду для роста и принуждает провинциальные и городские власти следовать центральному руководству. Индия хоть и выступила в качестве одного из создателей ВТО, но здешние власти позволили протекционистской политике влиять на развитие бизнеса (вернее, не смогли этому помешать). Например, за последние пять лет в Китае значительно снизились таможенные пошлины на ввоз оборудования для пищевой промышленности: с 25-35% до 4% и ниже, в некоторых случаях ввоз вовсе не облагается таможенными пошлинами (например, аппаратов для изготовления мороженого). В Индии пошлины на ввоз оборудования для пищевой промышленности до сих пор составляют около 40%. 

Европейский союз – крупнейший торговый партнер Индии. Более того, торговля между Индией и Евросоюзом растет примерно на 22% ежегодно. Индия готовится снизить некоторые торговые пошлины к взаимной выгоде обеих сторон. 

В Китае деловой сектор в значительной степени централизован коммунистическим правительством. Это означает, что контроль более строгий, чем при демократическом режиме. Как результат, китайцам приходится следовать значительно большему количеству правил и ограничений и вести дела крайне формализованным образом. В то же время в Индии, где Тигр вырвался из клетки и носится по всей стране, сложнее сформулировать универсальный бизнес-план, который подошел бы ко всему разнообразию деловых стилей. Тем не менее, со временем, если вы изучаете рынок, строите взаимоотношения, начинаете понимать местные обычаи, то ведение бизнеса в обеих странах постепенно становится более доступным и менее непривычным. 

Краткое резюме 

Несмотря на то, что экономики Китая и Индии – две самые быстрорастущие в мире, бизнес-возможности в этих двух странах значительно отличаются. Вместо того, чтобы пытаться найти сходства и различия между Драконами и Тиграми, нам следует воспринимать их как совершенно разные создания, изучать и понимать их различные экономические системы, структуры, политические системы, потребителей, производителей и поставщиков услуг. Речь идет не о разных видах драконов и не о разных видах тигров – это два совершенно разных создания. У каждого свои обычаи делового оборота. Инвесторам и предпринимателям не стоит опасаться выхода на индийский рынок. Он огромен и постоянно развивается. Стратегии необходимо адаптировать к долгосрочным целям и имеющимся ресурсам – наряду с капиталом под этим подразумеваются люди и взаимоотношения. Не стоит упускать из виду возможности, которые предоставляет Тигр, даже если Дракон выглядит более процветающим.      

Китай против Индии
Население 1,31 млрд 1,1 млрд
География 3,7 млн кв. км 1,27 млн кв.км
ВВП $2,67 трлн $797 млрд
ВВП на душу населения $2,038 $725
Рост ВВП 10,5% 7,4%
Еда вне дома $92,3 млрд $16,7 млрд
Инфляция 1,5% 4,0%
Процент неграмотного населения 9% 41%
Приток прямых иностранных инвестиций, % от ВВП 3,1% 0,9%
Рост населения 0,6% 1,38%
Безработица 9,8% 7,6%
Количество иностранных туристов 46,8 млн 3,9 млн
Доходы от туризма $29,3 млрд $7,4 млрд
Количество гостиничных номеров 1100000 110000
Внешнеторговый баланс $+183,5 млрд $-51,7 млрд
Крупнейшие города
Шанхай 14,2 млн Мумбаи 18,0 млн
Пекин 12,0 млн Калькутта 13,0 млн
Тяньцзинь 10,2 млн Дели 11,7 млн
Ханчжоу 6,4 млн Хайдарабад 6,9 млн
Шеньян 5,7 млн Ченнай 6,6 млн
           

 

Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».

Андрей Кондрашин

ресторатор

Эффект новизны

Есть ли шанс у региональных рестораторов выделиться в толпе безликих пиццерий и суши-баров и создать новую оригинальную концепцию? А главное, стоит ли это делать? Об этом взялся порассуждать ресторатор Андрей Кондрашин, управляющий заведениями во Владимирской области и потому знакомый с темой не понаслышке.