Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Автоматная очередь

Дарья Жиганова

Вендинговые аппараты знакомы россиянам по советскому прошлому: тогда на улицах, в муниципальных учреждениях, зонах отдыха были широко распространены автоматы с газированной водой. Однако 1990-е вендинг пережить не смог: в то время предприниматели не рассматривали автоматизированную торговлю всерьез, в результате этот вид бизнеса несколько лет пребывал в забвении. В 2000-е, когда побывавшие за рубежом россияне обратили внимание на обилие торговых автоматов в инфраструктуре европейских городов, интерес к вендингу постепенно стал расти.

По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли, сегодня в России насчитывается примерно 70–72 тыс. автоматов, из них примерно 14,5 тыс. расположено в Москве. Для страны с населением 142,9 млн человек и столицы, где официально проживает 11,5 млн человек, эта цифра ничтожно мала. Для сравнения: в Токио, где проживает 15 млн человек, насчитывается 500 тыс. автоматов, в Нью-Йорке на 8 млн горожан приходится 200 тыс. этих устройств, а в Париже 2,5 млн жителей обслуживают 120 тыс. «железных продавцов». По информации Департамента торговли и услуг Москвы, вендинг пока занимает менее 1% общемирового объе­ма розничной торговли. В некоторых странах, где стоимость рабочей силы и аренды велика (в Японии, США и Великобритании), на вендинг приходится до 3–5% оборота розничной торговли, а по некоторым товарным группам и до 10%.

Заметное отставание России в развитии вендинговой торговли имеет целый ряд причин. Во-первых, рынок вендинга довольно молодой: первые торговые автоматы были импортированы к нам всего лет десять назад. Во-вторых, к покупке товаров и услуг через «железный ящик» потребителю нужно было заново привыкнуть, а операторам, которые решились воскресить подзабытую россиянами услугу, – научиться ими управлять. «Со стороны потребителя присутствует недоверие к автоматам, неумение пользоваться, а также вандализм», – жалуется генеральный директор компании Seven Group Полина Некрасова. Отсутствие конкуренции со стороны российских производителей, достаточно высокая стоимость аппарата, трудности с поиском мест, размещением и эксплуатацией торговых автоматов также замедляли развитие рынка.

Ожидается, однако, что в ближайшие несколько лет вендинговая торговля сделает большой шаг вперед. Так, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) предпринимателями, которые работают по упрощенной системе налогообложения на основе патента. У этого решения есть как минимум два позитивных следствия для операторов вендинга: во-первых, оборудование станет дешевле (установка ККТ увеличивает стоимость автомата на 10–15%), во-вторых, снимаются некоторые юридические вопросы. На руку операторам и введение в обиход десятирублевой монеты. «Сдачу вендинговый аппарат сдает монетами. Наличие монет по 10 руб. позволяет легче рассчитывать покупателей со 100 руб., теперь проще сдать сдачу, а значит, можно повысить цены», – комментирует член правления Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) Егор Спиваковский. Строительство бизнес-центров и торговых комплексов, повышение платежеспособности населения также играют на руку операторам вендинга.

Зеленый свет

В настоящее время Департамент торговли и услуг совместно с НААТ разработал концепцию развития автоматизированной торговли в Москве. Согласно ей количество торговых автоматов в Москве до 2015 г. должно увеличиться на 80–90 тыс. «Для Москвы при катастрофическом дефиците торговых площадей и завышенной арендной ставке автоматизированная торговля должна стать одним из методов быстрого решения вопроса развития торговли в неблагоприятных инфраструктурных условиях», – отмечает Никита Кузнецов, заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Москвы.

Торговые автоматы предполагают размещать на улицах города, в государственных и муниципальных учреждениях, в подуличных переходах. Право на размещение будет предоставляться предпринимателям по результатам аукциона. «Сейчас автоматы расположены в основном внутри инфраструктуры, принадлежащей частным предприятиям, – поясняет Егор Спиваковский. – Мы предлагаем выработать комплексный подход, который позволит повысить качество сервиса в городе и при этом сохранить достойный облик Москвы».

Возможные перспективы развития участники рынка оценивают по-разному. «Эта программа даст мгновенный рост рынка, – считает генеральный директор компании «КапучОк» Инна Михайлова. – Но тут много нюансов. Так, современный автомат может работать при температуре от +5 до +400С, а как обеспечить такую температуру для уличных автоматов в нашу холодную зиму? Где на улице взять горячую воду, чтобы вымыть торговое оборудование? И как это сделать, чтобы автомат не превратился в глыбу льда?» Смущает предпринимателей и «бесхозность» автомата на улице: высок риск вандализма. Это опасение могло бы снять страхование торгового оборудования, но страховые компании не готовы нести подобные риски.

Не устраивают операторов и предлагаемые места. «В разное время мы пробовали установить наши икроматы и снэковые аппараты в больницах, школах, подземных переходах, – делится генеральный директор компании «Юкра» Юрий Казьменко. – И везде встретили отказ: в больницах есть столовая и магазин, и они не хотят терять покупателей, в школах и вузах – малоплатежеспособная публика, к тому же в образовательные учреждения не пускают с орешками и шоколадками. Мы хотели поставить торговый автомат в подземный переход, но «Гормост» отказал нам на основании того, что нельзя устанавливать такое оборудование в местах большого скопления людей».

Некоторым компаниям размещение на улицах и в муниципальных учреждениях и вовсе не интересно. Так, компания Healthy Food, реализующая через вендинговые аппараты сырники, салаты, рапы, своей целевой аудиторией видит людей, облада­ющих определенной платежеспособностью и заботящихся о своем здоровье. Потребителей Healthy Food находит в бизнес-центрах и крупных финансовых учреждениях.

Вендингу подходят точки, где есть высокая проходимость, где люди проводят много времени и при этом либо отсутствует возможность полноценно поесть, либо у людей нет на это времени. Сегодня многие операторы видят себя в бизнес-центрах, холлах отелей, торговых комплексах, в зданиях вокзалов и аэропортов, круглосуточных колл-центров, общежитиях вузов, институтах, а также в местах, где посетителям приходится долго ждать в очереди (налоговые инспекции, ГАИ, регистрационные палаты, поликлиники, станции технического обслуживания, автомойки).

Икра в ассортименте

По данным НААТ, 70% установленных в России торговых автоматов продают безалкогольные напитки: кофе, чай, горячий шоколад. Остальные 30% – это снэковые автоматы со штучной фасованной продукцией (кондитерскими и бакалейными изделиями, горячей едой) для быстрого перекуса, монопродуктовые (с икрой, молоком, кислородными коктейлями) и автоматы, реализующие товары народного потребления (средства контрацепции, зонты, бахилы, игрушки, омывающую жидкость для автомобилей и другое). В эти 30% также входят массажные кресла, электронные весы, автоматы для измерения давления.

Подобная диспропорция вполне объяснима. Во-первых, таким образом развивался рынок вендинга в Европе, и российским предпринимателям, перенимающим опыт западных стран, было проще начинать именно с кофейных автоматов. Во-вторых, автоматы по продаже снэков (шоколадок, орехов и прочее) более «требовательны» к местам размещения: для рентабельности такой автомат должен ежедневно продавать до 25–30 снэков, тогда как кофейному достаточно реализовать всего десять порций в день. «С кофейными автоматами легче стартовать: они не требуют больших складов для хранения продукции, больших машин для доставки разнообразного предложения», – говорит Егор Спиваковский. Кроме того, рентабельность кофейных автоматов выше. «На шоколадный батончик не установишь наценку выше, чем в магазине, тогда как кофе это позволяет: кофе из автомата в любом случае выйдет дешевле, чем в ресторане, и у нас есть возможность варьировать цену, – поясняет Инна Михайлова. – Но единственный по-настоящему перспективный путь повышения и удержания прибыли не взвинчивание наценок, а использование высокотехнологичных методов управления сетью, позволяющих уходить от ценовых войн, снижать издержки и вести бизнес более интенсивно».

В свою очередь операторы снэковых автоматов, а также автоматов по продаже прохладительных напитков учатся повышать рентабельность своего бизнеса. Так, например, автомат может использоваться как рекламоноситель. Еще одна возможность – опираться на помощь компаний-производителей и реализовывать с ними совместные проекты. Популяризации снэковых автоматов способствует также появление на рынке российского предложения: отечественное оборудование дешевле импортного на 15–20%, хотя качество в большинстве случаев отстает от импортных аналогов. Российские производители, начавшие разрабатывать автоматы около пяти лет назад, пока еще в начале пути.

Если кофейные автоматы могут конкурировать между собой только рецептурой и ассортиментом напитков, который обычно включает несколько видов кофе, чай, горячий шоколад и молоко, то снэковые автоматы более свободны в своем предложении. Так, компания «Стиль», специализиру­ющаяся на производстве игровых автоматов, придумала устройство, которое производит и продает сахарную вату. Сего­дня компания уже реализовала семь таких аппаратов в Подмосковье, один автомат приобрел аквапарк в Казани.

Компания «Юкра» предпринимателя Юрия Казьменко с 2005 г. реализует лососевую икру сахалинских производителей через вендинговые аппараты наряду с продажами через супермаркеты. Сейчас установлены десять икроматов в крупных муниципальных учреждениях и бизнес-центрах. Икру двух видов, в стекле весом 100 г (170 руб.) и в жестяной банке весом 140 г (210 руб.), могут приобрести сотрудники бизнес-центра «Эдельвейс», мэрии Москвы, «Мосводоканала». «Основные покупатели – женщины после 30, – делится наблюдениями Юрий Казьменко. – Мужчины практически не пользуются икроматами, они более стеснительны. Поэтому для реализации этого продукта важно, чтобы в том месте, где он установлен, женщин было большинство».

Компания «КапучОк», оперирующая снэковыми и кофейными автоматами, с недавних пор развивает предложение по японской кухне: блюда в пластиковых боксах, снабженных палочками, продаются наравне с другими закусками в нескольких снэковых автоматах в бизнес-центрах. Наборы суши и роллов закупаются в компании «Гурми». По словам Инны Михайловой, суши ввели по просьбе офисных сотрудников в тех районах, где нет удобной доставки и ресторанов японской кухни, а работники часто задерживаются в офисе допоздна. Запускать сушиматы в чистом виде в компании не готовы: продукт слишком дорогой для рядового покупателя, быстро портится, кроме того, лакомиться «японкой» люди все же предпочитают в суши-барах.

Ресторан на квадрате

Современные вендинговые аппараты не просто предлагают продукцию для быстрого перекуса, но и готовы накормить потребителей подобно ресторану быстрого обслуживания. Так, в автоматы сети «Горячий экспресс» от компании «Фуд Сервис 24» (по сути это известные на европейском рынке автоматы Gourmet испанского производителя Jofemar S.A., брендированные под российского оператора) загружают и холодные, и горячие блюда: салаты, пиццу, гамбургеры, плов с говядиной, мясо по-французски с отварным рисом, пасту с соусом болоньезе. Едино­временно в автомат можно загрузить до 33 видов блюд и до 1о0–250 порций. «Более рационально предлагать не весь ассортимент сразу, а какую-то его часть: например, мы одновременно загружаем не более 10–12 видов продукции, – советует Инна Бокарева, генеральный директор «Фуд Сервис 24». – Такой подход позволяет покупателю делать выбор немного быстрее, при этом ассортимент не приедается». В хитах продаж – бургеры (чизбургер, чикенбургер), куриный шашлык, хот-доги, картофель, салаты. Один автомат «Горячий экспресс» ежедневно продает в среднем 50–60 порций, стоимость блюд колеблется от 50 до 145 руб. Средний чек составляет 100 руб.

Готовые блюда, реализуемые в сети «Горячий экспресс», закупают у компании «Робин-Бобин», которая занимается пищевым производством на фабрике-кухне. Для упаковки продукции используется вакуум (хот-доги, сосиски в тесте) или модифицированная газовая среда (салаты). Срок годности продуктов от пяти до десяти суток. Автомат оснащен холодильной камерой, которая поддерживает температуру от +0,5 до +90С, и микроволновой печью, которая позволяет выдавать продукцию горячей. Время обслуживания одного покупателя составляет 20–70 секунд в зависимости от выбранного блюда. Уже установлено более десяти таких автоматов в госучреждениях, общежитиях институтов и других местах с высокой проходимостью.

Компания Healthy Food (входит в ГК «Территория здорового образа жизни», владеет десятью одноименными кафе быстрого обслуживания в бизнес-центрах Москвы и области) реализует продукцию своей фабрики-кухни через вендинговые аппараты в бизнес-центрах и офисах. Автоматы устанавливают в зданиях, где работают не менее 300 человек, на первом этаже у выхода или в местах питания сотрудников. В одном бизнес-центре размещают либо кафе Healthy Food, либо вендинговый автомат, при этом в здании может быть своя столовая. Сегодня попробовать продукцию Healthy Food могут сотрудники 20 крупных компаний и бизнес-центров. Ассортимент автоматов включает 12–16 видов сырников из обезжиренного творога (с вишней, сыром, клюквой, зеленью), салаты, рапы (диетические рулеты на основе бездрожжевой лепешки), орехи, кефир, йогурты, смузи. Хитами продаж являются сырники и рапы. «Конечно, мы сталкиваемся с недоверием людей к еде из автомата, поэтому перед размещением проводим дегустации, знакомим потенциальных покупателей со своей продукцией, рассказываем о себе. Для стимулирования продаж новинок мы установили на них специальную цену – 50 руб.», – рассказывает соруководитель компании Мария Колосова.

Компания «Техно-М» разместила восемь автоматов по продаже горячей пиццы Let's Pizza в бизнес- и торговых центрах («Горбушке», «Дубровке», «Рио» на Дмитровке). Автомат за три минуты самостоятельно готовит свежую пиццу из расфасованных порционных ингредиентов: муки, топпинга и т.д. Раздаточное устройство для смешивания муки дозирует сухие ингредиенты согласно рецептуре, затем миксер создает шар из теста на основе муки и воды. Система начинки разбрызгивает томатный соус по всей поверхности пиццы и распределяет остальные ингредиенты. Продукт подается в печь с инфракрасными лампами и выпекается немногим менее минуты, после чего упаковывается в коробку. На выходе покупатель получает пиццу диаметром 26,5 см и весом 270 г. Покупатели могут попробовать пиццу четырех видов: с сыром, ветчиной, двойной ветчиной и салями. Стоимость пиццы – от 200 до 240 руб. В день автомат продает около 50 порций. «Автомат по приготовлению пиццы можно разместить в любом месте, где есть электричество и потребность в организации питания, – говорит технический директор компании «Техно-М» Андрей Роскошный. – Если Let's Pizza планируют установить в торговом центре, лучше это делать перед входом или на первом этаже: как правило, ресторанные компании, работающие на фуд-кортах, против появления такого оборудования рядом с собой».





Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)