архив
Май 2017

Исследование

Кофейный год

Правила игры

Кассы под контролем

Есть идея

Все в сад!

Рынок

Молочка местного разлива















Автоматная очередь



Рынку торговых автоматов в Москве пророчат бум. Департаментом торговли и услуг города разработана концепция развития автоматизированной торговли, по итогам которой в ближайшие годы количество автоматов увеличится в несколько раз. Изменится и качество торговли, для чего уже есть предпосылки: на смену монопродуктовым автоматам приходит оборудование, предлагающее горячие обеды, различные снэки и даже деликатесы.

Автор статьи: Дарья Жиганова

 

Вендинговые аппараты знакомы россиянам по советскому прошлому: тогда на улицах, в муниципальных учреждениях, зонах отдыха были широко распространены автоматы с газированной водой. Однако 1990-е вендинг пережить не смог: в то время предприниматели не рассматривали автоматизированную торговлю всерьез, в результате этот вид бизнеса несколько лет пребывал в забвении. В 2000-е, когда побывавшие за рубежом россияне обратили внимание на обилие торговых автоматов в инфраструктуре европейских городов, интерес к вендингу постепенно стал расти.

По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли, сегодня в России насчитывается примерно 70–72 тыс. автоматов, из них примерно 14,5 тыс. расположено в Москве. Для страны с населением 142,9 млн человек и столицы, где официально проживает 11,5 млн человек, эта цифра ничтожно мала. Для сравнения: в Токио, где проживает 15 млн человек, насчитывается 500 тыс. автоматов, в Нью-Йорке на 8 млн горожан приходится 200 тыс. этих устройств, а в Париже 2,5 млн жителей обслуживают 120 тыс. «железных продавцов». По информации Департамента торговли и услуг Москвы, вендинг пока занимает менее 1% общемирового объе­ма розничной торговли. В некоторых странах, где стоимость рабочей силы и аренды велика (в Японии, США и Великобритании), на вендинг приходится до 3–5% оборота розничной торговли, а по некоторым товарным группам и до 10%.

Заметное отставание России в развитии вендинговой торговли имеет целый ряд причин. Во-первых, рынок вендинга довольно молодой: первые торговые автоматы были импортированы к нам всего лет десять назад. Во-вторых, к покупке товаров и услуг через «железный ящик» потребителю нужно было заново привыкнуть, а операторам, которые решились воскресить подзабытую россиянами услугу, – научиться ими управлять. «Со стороны потребителя присутствует недоверие к автоматам, неумение пользоваться, а также вандализм», – жалуется генеральный директор компании Seven Group Полина Некрасова. Отсутствие конкуренции со стороны российских производителей, достаточно высокая стоимость аппарата, трудности с поиском мест, размещением и эксплуатацией торговых автоматов также замедляли развитие рынка.

Ожидается, однако, что в ближайшие несколько лет вендинговая торговля сделает большой шаг вперед. Так, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) предпринимателями, которые работают по упрощенной системе налогообложения на основе патента. У этого решения есть как минимум два позитивных следствия для операторов вендинга: во-первых, оборудование станет дешевле (установка ККТ увеличивает стоимость автомата на 10–15%), во-вторых, снимаются некоторые юридические вопросы. На руку операторам и введение в обиход десятирублевой монеты. «Сдачу вендинговый аппарат сдает монетами. Наличие монет по 10 руб. позволяет легче рассчитывать покупателей со 100 руб., теперь проще сдать сдачу, а значит, можно повысить цены», – комментирует член правления Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) Егор Спиваковский. Строительство бизнес-центров и торговых комплексов, повышение платежеспособности населения также играют на руку операторам вендинга.

Зеленый свет

В настоящее время Департамент торговли и услуг совместно с НААТ разработал концепцию развития автоматизированной торговли в Москве. Согласно ей количество торговых автоматов в Москве до 2015 г. должно увеличиться на 80–90 тыс. «Для Москвы при катастрофическом дефиците торговых площадей и завышенной арендной ставке автоматизированная торговля должна стать одним из методов быстрого решения вопроса развития торговли в неблагоприятных инфраструктурных условиях», – отмечает Никита Кузнецов, заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Москвы.

Торговые автоматы предполагают размещать на улицах города, в государственных и муниципальных учреждениях, в подуличных переходах. Право на размещение будет предоставляться предпринимателям по результатам аукциона. «Сейчас автоматы расположены в основном внутри инфраструктуры, принадлежащей частным предприятиям, – поясняет Егор Спиваковский. – Мы предлагаем выработать комплексный подход, который позволит повысить качество сервиса в городе и при этом сохранить достойный облик Москвы».

Возможные перспективы развития участники рынка оценивают по-разному. «Эта программа даст мгновенный рост рынка, – считает генеральный директор компании «КапучОк» Инна Михайлова. – Но тут много нюансов. Так, современный автомат может работать при температуре от +5 до +400С, а как обеспечить такую температуру для уличных автоматов в нашу холодную зиму? Где на улице взять горячую воду, чтобы вымыть торговое оборудование? И как это сделать, чтобы автомат не превратился в глыбу льда?» Смущает предпринимателей и «бесхозность» автомата на улице: высок риск вандализма. Это опасение могло бы снять страхование торгового оборудования, но страховые компании не готовы нести подобные риски.

Не устраивают операторов и предлагаемые места. «В разное время мы пробовали установить наши икроматы и снэковые аппараты в больницах, школах, подземных переходах, – делится генеральный директор компании «Юкра» Юрий Казьменко. – И везде встретили отказ: в больницах есть столовая и магазин, и они не хотят терять покупателей, в школах и вузах – малоплатежеспособная публика, к тому же в образовательные учреждения не пускают с орешками и шоколадками. Мы хотели поставить торговый автомат в подземный переход, но «Гормост» отказал нам на основании того, что нельзя устанавливать такое оборудование в местах большого скопления людей».

Некоторым компаниям размещение на улицах и в муниципальных учреждениях и вовсе не интересно. Так, компания Healthy Food, реализующая через вендинговые аппараты сырники, салаты, рапы, своей целевой аудиторией видит людей, облада­ющих определенной платежеспособностью и заботящихся о своем здоровье. Потребителей Healthy Food находит в бизнес-центрах и крупных финансовых учреждениях.

Вендингу подходят точки, где есть высокая проходимость, где люди проводят много времени и при этом либо отсутствует возможность полноценно поесть, либо у людей нет на это времени. Сегодня многие операторы видят себя в бизнес-центрах, холлах отелей, торговых комплексах, в зданиях вокзалов и аэропортов, круглосуточных колл-центров, общежитиях вузов, институтах, а также в местах, где посетителям приходится долго ждать в очереди (налоговые инспекции, ГАИ, регистрационные палаты, поликлиники, станции технического обслуживания, автомойки).

Икра в ассортименте

По данным НААТ, 70% установленных в России торговых автоматов продают безалкогольные напитки: кофе, чай, горячий шоколад. Остальные 30% – это снэковые автоматы со штучной фасованной продукцией (кондитерскими и бакалейными изделиями, горячей едой) для быстрого перекуса, монопродуктовые (с икрой, молоком, кислородными коктейлями) и автоматы, реализующие товары народного потребления (средства контрацепции, зонты, бахилы, игрушки, омывающую жидкость для автомобилей и другое). В эти 30% также входят массажные кресла, электронные весы, автоматы для измерения давления.

Подобная диспропорция вполне объяснима. Во-первых, таким образом развивался рынок вендинга в Европе, и российским предпринимателям, перенимающим опыт западных стран, было проще начинать именно с кофейных автоматов. Во-вторых, автоматы по продаже снэков (шоколадок, орехов и прочее) более «требовательны» к местам размещения: для рентабельности такой автомат должен ежедневно продавать до 25–30 снэков, тогда как кофейному достаточно реализовать всего десять порций в день. «С кофейными автоматами легче стартовать: они не требуют больших складов для хранения продукции, больших машин для доставки разнообразного предложения», – говорит Егор Спиваковский. Кроме того, рентабельность кофейных автоматов выше. «На шоколадный батончик не установишь наценку выше, чем в магазине, тогда как кофе это позволяет: кофе из автомата в любом случае выйдет дешевле, чем в ресторане, и у нас есть возможность варьировать цену, – поясняет Инна Михайлова. – Но единственный по-настоящему перспективный путь повышения и удержания прибыли не взвинчивание наценок, а использование высокотехнологичных методов управления сетью, позволяющих уходить от ценовых войн, снижать издержки и вести бизнес более интенсивно».

В свою очередь операторы снэковых автоматов, а также автоматов по продаже прохладительных напитков учатся повышать рентабельность своего бизнеса. Так, например, автомат может использоваться как рекламоноситель. Еще одна возможность – опираться на помощь компаний-производителей и реализовывать с ними совместные проекты. Популяризации снэковых автоматов способствует также появление на рынке российского предложения: отечественное оборудование дешевле импортного на 15–20%, хотя качество в большинстве случаев отстает от импортных аналогов. Российские производители, начавшие разрабатывать автоматы около пяти лет назад, пока еще в начале пути.

Если кофейные автоматы могут конкурировать между собой только рецептурой и ассортиментом напитков, который обычно включает несколько видов кофе, чай, горячий шоколад и молоко, то снэковые автоматы более свободны в своем предложении. Так, компания «Стиль», специализиру­ющаяся на производстве игровых автоматов, придумала устройство, которое производит и продает сахарную вату. Сего­дня компания уже реализовала семь таких аппаратов в Подмосковье, один автомат приобрел аквапарк в Казани.

Компания «Юкра» предпринимателя Юрия Казьменко с 2005 г. реализует лососевую икру сахалинских производителей через вендинговые аппараты наряду с продажами через супермаркеты. Сейчас установлены десять икроматов в крупных муниципальных учреждениях и бизнес-центрах. Икру двух видов, в стекле весом 100 г (170 руб.) и в жестяной банке весом 140 г (210 руб.), могут приобрести сотрудники бизнес-центра «Эдельвейс», мэрии Москвы, «Мосводоканала». «Основные покупатели – женщины после 30, – делится наблюдениями Юрий Казьменко. – Мужчины практически не пользуются икроматами, они более стеснительны. Поэтому для реализации этого продукта важно, чтобы в том месте, где он установлен, женщин было большинство».

Компания «КапучОк», оперирующая снэковыми и кофейными автоматами, с недавних пор развивает предложение по японской кухне: блюда в пластиковых боксах, снабженных палочками, продаются наравне с другими закусками в нескольких снэковых автоматах в бизнес-центрах. Наборы суши и роллов закупаются в компании «Гурми». По словам Инны Михайловой, суши ввели по просьбе офисных сотрудников в тех районах, где нет удобной доставки и ресторанов японской кухни, а работники часто задерживаются в офисе допоздна. Запускать сушиматы в чистом виде в компании не готовы: продукт слишком дорогой для рядового покупателя, быстро портится, кроме того, лакомиться «японкой» люди все же предпочитают в суши-барах.

Ресторан на квадрате

Современные вендинговые аппараты не просто предлагают продукцию для быстрого перекуса, но и готовы накормить потребителей подобно ресторану быстрого обслуживания. Так, в автоматы сети «Горячий экспресс» от компании «Фуд Сервис 24» (по сути это известные на европейском рынке автоматы Gourmet испанского производителя Jofemar S.A., брендированные под российского оператора) загружают и холодные, и горячие блюда: салаты, пиццу, гамбургеры, плов с говядиной, мясо по-французски с отварным рисом, пасту с соусом болоньезе. Едино­временно в автомат можно загрузить до 33 видов блюд и до 1о0–250 порций. «Более рационально предлагать не весь ассортимент сразу, а какую-то его часть: например, мы одновременно загружаем не более 10–12 видов продукции, – советует Инна Бокарева, генеральный директор «Фуд Сервис 24». – Такой подход позволяет покупателю делать выбор немного быстрее, при этом ассортимент не приедается». В хитах продаж – бургеры (чизбургер, чикенбургер), куриный шашлык, хот-доги, картофель, салаты. Один автомат «Горячий экспресс» ежедневно продает в среднем 50–60 порций, стоимость блюд колеблется от 50 до 145 руб. Средний чек составляет 100 руб.

Готовые блюда, реализуемые в сети «Горячий экспресс», закупают у компании «Робин-Бобин», которая занимается пищевым производством на фабрике-кухне. Для упаковки продукции используется вакуум (хот-доги, сосиски в тесте) или модифицированная газовая среда (салаты). Срок годности продуктов от пяти до десяти суток. Автомат оснащен холодильной камерой, которая поддерживает температуру от +0,5 до +90С, и микроволновой печью, которая позволяет выдавать продукцию горячей. Время обслуживания одного покупателя составляет 20–70 секунд в зависимости от выбранного блюда. Уже установлено более десяти таких автоматов в госучреждениях, общежитиях институтов и других местах с высокой проходимостью.

Компания Healthy Food (входит в ГК «Территория здорового образа жизни», владеет десятью одноименными кафе быстрого обслуживания в бизнес-центрах Москвы и области) реализует продукцию своей фабрики-кухни через вендинговые аппараты в бизнес-центрах и офисах. Автоматы устанавливают в зданиях, где работают не менее 300 человек, на первом этаже у выхода или в местах питания сотрудников. В одном бизнес-центре размещают либо кафе Healthy Food, либо вендинговый автомат, при этом в здании может быть своя столовая. Сегодня попробовать продукцию Healthy Food могут сотрудники 20 крупных компаний и бизнес-центров. Ассортимент автоматов включает 12–16 видов сырников из обезжиренного творога (с вишней, сыром, клюквой, зеленью), салаты, рапы (диетические рулеты на основе бездрожжевой лепешки), орехи, кефир, йогурты, смузи. Хитами продаж являются сырники и рапы. «Конечно, мы сталкиваемся с недоверием людей к еде из автомата, поэтому перед размещением проводим дегустации, знакомим потенциальных покупателей со своей продукцией, рассказываем о себе. Для стимулирования продаж новинок мы установили на них специальную цену – 50 руб.», – рассказывает соруководитель компании Мария Колосова.

Компания «Техно-М» разместила восемь автоматов по продаже горячей пиццы Let's Pizza в бизнес- и торговых центрах («Горбушке», «Дубровке», «Рио» на Дмитровке). Автомат за три минуты самостоятельно готовит свежую пиццу из расфасованных порционных ингредиентов: муки, топпинга и т.д. Раздаточное устройство для смешивания муки дозирует сухие ингредиенты согласно рецептуре, затем миксер создает шар из теста на основе муки и воды. Система начинки разбрызгивает томатный соус по всей поверхности пиццы и распределяет остальные ингредиенты. Продукт подается в печь с инфракрасными лампами и выпекается немногим менее минуты, после чего упаковывается в коробку. На выходе покупатель получает пиццу диаметром 26,5 см и весом 270 г. Покупатели могут попробовать пиццу четырех видов: с сыром, ветчиной, двойной ветчиной и салями. Стоимость пиццы – от 200 до 240 руб. В день автомат продает около 50 порций. «Автомат по приготовлению пиццы можно разместить в любом месте, где есть электричество и потребность в организации питания, – говорит технический директор компании «Техно-М» Андрей Роскошный. – Если Let's Pizza планируют установить в торговом центре, лучше это делать перед входом или на первом этаже: как правило, ресторанные компании, работающие на фуд-кортах, против появления такого оборудования рядом с собой».

 

 

 

 

Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».

Андрей Кондрашин

ресторатор

Эффект новизны

Есть ли шанс у региональных рестораторов выделиться в толпе безликих пиццерий и суши-баров и создать новую оригинальную концепцию? А главное, стоит ли это делать? Об этом взялся порассуждать ресторатор Андрей Кондрашин, управляющий заведениями во Владимирской области и потому знакомый с темой не понаслышке.