архив
Сентябрь 2017

Ниша

Всегда наготове

Вслух

Uno, duo, tre

Мнение

Рынок















Экология в стакане



Нынешний год объявлен в России и странах СНГ годом экологической культуры. Примечательно, что именно в текущем году активную тенденцию перехода на биоупаковку и посуду в сфере питания вне дома отмечает большинство участников рынка. Несмотря на то что доля биоразлагаемых полимерных материалов на рынке упаковки для HoReCa пока относительно мала, потенциал этого сегмента, по оценкам игроков, огромен.

Автор статьи: Жанна Присяжная / Москва

 

Сегодня в мире насчитывается более 100 видов биоразлагаемых полимеров. Одним из перспективных в производстве упаковки называют сырье из кукурузы – из него делают самую разноо бразную упаковку, бутылки и пленку, которую используют в пищевой промышленности. Ученые отмечают, что подобные материалы даже при сжигании не выделяют вредных веществ. Однако в нашей стране эта сфера только начинает развиваться. «Оценить емкость рынка биоупаковки в России сегодня довольно сложно, так как в связи с отсутствием инфраструктуры и законодательных норм потребление такой продукции зачастую зависит от отдела маркетинга и взглядов на данный вопрос руководителя конкретной компании», – считает Наталья Валухова, директор по продажам и маркетингу «Хухтамаки СНГ». 

Росту потребления биоразлагаемой упаковки мешает ее дороговизна, которая является следствием небольшого объема производства. Роси объемов, упрощение и как следствие удешевление технологии будут способствовать активному развитию рынка в ближайшие годы. «Тренд на биоупаковку очевиден, мы рады констатировать смену простого интереса к ней на конкретные действия, – продолжает Наталья Валухова. – Несколько наших клиентов, являющихся лидерами на мировом и локальном рынке кофеен, выбрали биоразлагаемую бумажную упаковку, а также продукцию из биоразлагаемого пластика для использования в своих сетях. Помимо этого ряд производителей пива, традиционно использующих пластиковые стаканы, реализовали проекты с пивом в бумажных стаканах». 

По словам маркетолога компании «Формация» Юлии Копытовой, в последние годы в нашей стране проявляется стремление к здоровому образу жизни: люди все чаще задумываются о том, что и как они едят и что дальше происходит с упаковкой, которую они выбрасывают. «Активный образ жизни населения и катастрофическая нехватка времени популяризируют развитие направления еды навынос, причем еды высокого качества, – отмечает Юлия Копытова. – Рестораторы все чаще отказываются от пластиковой упаковки в пользу алюминиевой и бумажной, которые подлежат вторичной переработке и являются абсолютно безвредными для человеческого организма. По прогнозам аналитиков, именно эти виды упаковки будут набирать популярность на российском рынке в ближайшие пять лет». Возрастающий интерес к экопосуде и упаковке отмечают и другие игроки рынка – компании «Дюни», «Артпласт», «Лекс», «Экопосуда Намасте». 

В свете новой тенденции игроки начинают предлагать все больше эконовинок. Так, Huhtamaki, дополняя существующую линейку Chinet, в этом году представит в России продукцию из формованного волокна – ланчбоксы и контейнеры для соусов. «Это экологичная и привлекательная замена  привычному пластику», – добавляет Наталья Валухова. «Все большее внимание отдается экологичной упаковке, поэтому у нас появились боксы и тарелки, сделанные из жмыха сахарного тростника и растительного крахмала. Еще одна из новинок – упаковка из переработанного пластика», – отмечает менеджер  по работе с ключевыми клиентами компании «Дюни» Андрей Филиппов.

В компании «Артпласт» появились стаканы из биопластика и посуда с сертификацией PEFC – это означает, что древесина для продукта получена из управляемого леса, в котором идет постоянный контроль и восстановление ресурсов. Летом компания выведет на рынок новые ланч-боксы и квадратные тарелки из формованного волокна.

«За последний месяц у нас увеличился ассортимент самых ходовых сегментов, а именно посуды из кукурузного крахмала и багаса. Появилось большое количество разнообразных чаш с крышками, ланч-боксов и лотков. Вся новая продукция пользуется спросом, так как мы являемся производственной компанией и учитываем пожелания наших клиентов», – рассказывает директор департамента развития компании «Экопосуда Намасте» Виктория Дарьина. 

Тенденции и перспективы 

Общие тенденции на рынке упаковки для HoReCa не меняются вот уже несколько лет. Основными потребителями одноразовой посуды являются сети кофеен, заведения быстрого обслуживания и кейтеринговые компании. Безликие стаканы и тарелки игроки ресторанного рынка заменяют на брендированную упаковку, которая в свою очередь является низкозатратной рекламой. Кроме того, продолжается повсеместный переход с пластиковой посуды на бумажную. В целом рынок растет стабильно – этому во многом способствует развитие автоматизированной торговли напитками в кофейнях и развитие в ресторанах кейтеринговых услуг, а также продолжающийся рост популярности еды навынос. «Развитие рынка упаковки будет следовать за сегментом HoReCa, который растет примерно на 10% в год. Нужна все новая упаковка с различными возможностями индивидуализации, – рассказывает Наталья Валухова. – Повышаются требования к качеству продукции, и дешевые, но некачественные производители будут существовать за счет только открывающихся игроков или уходить с рынка. Интерес к биоупаковке продолжит расти, особенно в свете приближающейся Олимпиады в Сочи». 

Сезонный скачок спроса на одноразовую посуду и упаковку наблюдается в теплое время года, чаще всего он приходится на конец весны–начало лета. «Причем касается это практически всех ассортиментных позиций: как одноразовых бумажных форм и стаканов для напитков, так и алюминиевых контейнеров, в том числе авиакасалеток – контейнеров для бортового питания», – отмечает Юлия Копытова. О росте спроса в теплый сезон говорит и Наталья Валухова. «Объемы продаж в этот период примерно в несколько раз выше по сравнению с другими месяцами. Также увеличение продаж происходит в декабре в связи с Новым годом и необходимостью клиентов обеспечить себя продукцией перед новогодними каникулами», – отмечает она. 

Лидерами продаж у поставщиков и производителей одноразовой посуды по-прежнему остаются стаканы. По словам Виктории Дарьиной, наибольшей популярностью у ресторанов всех сегментов продолжают пользоваться стаканы – на их долю приходится 45% продаж, следом идут тарелки (30%) и столовые приборы (22%). Кроме того, в последние пару лет возрастает спрос на посуду премиум-класса – из опавших пальмовых листьев и бамбука, на нее приходится 20% всей выпускаемой продукции. Также следует заметить, что многие рестораны стали оказывать кейтеринговые услуги, что спровоцировало повышенный спрос на ланч-боксы». По сравнению с прошлым годом количество ресторанных клиентов у компании «Экопосуда Намасте», по словам Виктории Дарьиной, увеличилось на 35%. 

Руководитель отдела по работе с клиентами сегмента HoReCa компании «Артпласт» Наталия Попова отмечает, что для ресторанов casual dining прежде всего интересны контейнеры для еды навынос разной формы и вида, из различного материала, а также стаканы с крышками для горячих и холодных жидкостей, предназначенные для напитков to go. «У заведений фастфуда кроме стандартной используемой упаковки – обертки, коробок для фри и так далее – все большей популярностью стали пользоваться контейнеры для салатов, бумажные коробки различных видов и размеров. Основная же тенденция – переход от пластиковой упаковки к бумажной, от однослойных стаканов для горячего к двухслойным», – отмечает она. Двухслойные стаканы для горячего по качеству и потребительским свойствам превосходят однослойные, однако стоят существенно дороже. «Двухслойный стакан лучше однослойного прежде всего благодаря своим теплоизоляционным свойствам: между двумя стенками создается воздушная подушка, благодаря которой напиток внутри сохраняет свою температуру, а потребитель может комфортно держать стакан в руке, не обжигаясь, – поясняет Наталья Валухова. – Однако в силу объективно больших затрат на его производство он практически в два раза дороже однослойного стакана. Поэтому некоторые владельцы как одиночных кафе, так и сетей делают выбор в пользу экономии. При этом зачастую бариста или продавцы сами ставят стакан в стакан либо это просят сделать посетители». Двухслойный стакан, по мнению Натальи Валуховой, в данном случае будет выгоднее – это улучшенный продукт, и не нужно давать или просить лишнюю тару, чтобы гость мог выпить кофе или чай и не обжечься.

Новинки

Наглядным показателем развития рынка упаковочных материалов является то немалое количество новинок, которое производители и поставщики вывели на рынок за последний год. Так, компания Huhtamaki представила бумажный стакан Impresso в дизайне Enjoy. «Технология Impresso – это выдавливание дизайна на внешней стенке стакана, результатом которого является объемный рисунок, – рассказывает Наталья Валухова. – Яркий стакан Enjoy стандартно представлен в четырех цветах, потребитель может выбрать цвет сам. Бумажные стаканы Impresso также могут быть оформлены в дизайне клиента, с 2014 г. Huhtamaki планирует производить стаканы по этой технологии в России». Российское подразделение Huhtamaki также локализовало производство бумажных тарелок с бортами. «Это наиболее удобная форма для конечного клиента, поскольку в процессе потребления пища не выскальзывает из тарелки», – добавляет Наталья Валухова. Кроме того, компания запустила локальное производство бумажных пакетов в трех наиболее популярных размерах для услуги навынос, а также ввела в ассортимент бумажный вендинговый стакан российского производства, который комплектуется safety cup.

Компания «Формация» запустила производство одноразовых бумажных стаканов нескольких видов с ламинацией и без. «Также наш ассортимент пополнился гладкостенными алюминиевыми контейнерами – перспективным для России видом одноразовой упаковки пищевых продуктов», – добавляет Юлия Копытова. 

В компании «КрайсПак» появился новый вид упаковки для салатной группы: у контейнера есть вставка для двух соусников и углубление для вилки. «В нашей компании очень востребована услуга по поставке контейнера и пленки для запаивания. Это очень удобно: получив от нас комплексное решение по упаковке, ресторан расширяет сбыт за счет доставки блюд в близлежащее офисы», – отмечает Людмила Лемзакова, руководитель отдела оптовых продаж компании «Крайс Пак».

 

Андрей Морозов,  руководитель отдела закупок холдинга «Кофе Хауз»: 

– Холдинг «Кофе Хауз» использует пластиковые стаканы из биополимера PLA (с купольной крышкой) на основе кукурузы. Благодаря применению растительного сырья производитель и клиенты отказываются от невозобновляемого природного ресурса – нефти, которая является основой для производства обычного пластика. Помимо этого биополимер разлагается под воздействием окружающей среды за пару лет на простые составляющие: воду, золу и минеральные вещества; в условиях компоста он распадается за 45–60 дней. Благодаря этому можно избежать ситуации с обычным пластиком, который не разлагается сотнями лет и образует горы мусора в городе и за его чертой. Однако физические свойства биопластика практически не отличаются от стандартного. 

Также в сети кофеен мы используем тарелки из формованного биоразлагаемого материала Chinet – продукта, производимого из вторичного постиндустриального сырья. После использования его можно просто закопать в почву, где он полностью разложится в течение месяца. Подобная продукция экономит воду и сокращает попадание химических моющих средств в стоковые воды. Прочные тарелки Chinet – альтернатива керамической посуде, они подходят для холодных и горячих продуктов, обладают высокой влагопрочностью и жиростойкостью, их можно использовать в СВЧ.

Кроме того, наши бумажные стаканы помечены значком PEFC. А в июле начнем использовать ланч-боксы из формованного волокна.

 

 

 

Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Елена Победоносцева

Командная игра

Работа по обучению персонала в ресторане должна вестись непрерывно. Однако бывают случаи, когда в коллективе вроде бы опытных сотрудников нет единства – и риск ухудшения качества сервиса в данном случае велик. Почему так происходит и что нужно знать, чтобы создать эффективную команду, объясняет бизнес-тренер Елена Победоносцева.

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».