архив
Сентябрь 2017

Ниша

Всегда наготове

Вслух

Uno, duo, tre

Мнение

Рынок















Пора заправиться



Общественное питание на автозаправочных станциях – перспективный сегмент индустрии питания в Европе. Несмотря на удорожание топлива и снижение числа АЗС в большинстве европейских стран, спрос на еду и напитки среди автомобилистов демонстрирует устойчивый рост. В некоторых случаях выручка от общепита превышает выручку от продажи топлива. Это осознают и владельцы АЗС – нефтедобывающие компании. За счет услуги питания они рассчитывают повысить лояльность и увеличить поток клиентов заправок.

Автор статьи: «FoodService Europe & Middle East» / Европа

Германия

С момента объединения страны количество автозаправочных станций (АЗС) в Германии неуклонно снижалось: тогда их было около 20 тыс., сейчас осталось порядка 14 тыс. Крупные нефтяные компании, работающие в Германии, давно поняли, что организация общественного питания на заправках очень важна для привлечения потребителей. Учитывая низкую прибыль от продаж нефтепродуктов, основным источником дохода для владельцев франшиз на  заправочных станциях можно считать именно кафе и магазины. 

Aral, «дочка» BP, владеет самой крупной сетью АЗС на территории Германии – около 2500 заправок. Бренд общественного питания PetitBistro представлен на  1100  из  них. Топливо составляет лишь 12%  продаж; 62% приходятся на долю магазинов – для операторов это основной источник дохода. В  2012 г. доход Aral от этого сегмента составил около 1,2 млрд евро. В  то время как продажи, к примеру, табачной продукции и журналов замедляются, а то и падают, в сегменте общественного питания наблюдается устойчивый рост.

Около 10 лет назад группа начала кампанию по улучшению качества предлагаемых снэков и кофе. За этот период выручка от продажи еды и  напитков выросла со 132 млн евро до 175,8 млн евро. В 2012 г. было продано 7,5 млн багетов с начинкой под брендом SuperSnacks. В феврале 2013 г. их заменили сэндвичи шести видов, произведенные по оптимизированной рецептуре. Еженедельно продается в среднем 200 тыс. таких сэндвичей, то есть продажи выросли более чем на 30% по сравнению с  SuperSnacks.

Еще один двигатель роста продаж – это кофе. Aral – один из крупнейших в Германии продавцов кофе навынос. В 2012 г. выручка от продажи кофе составила почти 12 млн евро, и за последние шесть лет этот показатель увеличился примерно вдвое. Ежедневно более 80 тыс. автомобилистов покупают черный кофе, капучино или латте макиато на АЗС Aral. Ежегодно здесь продается около 29 млн порций горячих напитков. 

www.aral.de

АЗС Shell начиная с прошлого года развивают в Германии концепцию общественного питания Deli2Go, успешно внедренную в ряде европейских стран. Цель – стандартизировать и расширить существующее предложение (снэки и кофе) на  1050  заправочных станциях Shell  по всей стране. Ранее еду и  напитки предлагали под разными брендами (Break Time, Shell Café). 

Программа Deli2Go включает пять групп продуктов: классика (например, чиабата с салями спьяната, грудкой индейки или ветчиной серрано; булочки с  начинкой из салями, сыра или ветчины, разработанные специально для Deli2Go; колбаса (пять сортов, в  том числе братвурст и колбаса с  сыром и  чили в бейгле); горячие снэки (например, кальцоне двух видов, пицца на  хлебе); бургеры Muschelburger (шесть видов: три с курицей, три с говядиной); кофе. Дополняет ассортимент разнообразная выпечка. «Внедрение концепции Deli2Go в Германии идет успешно, ее хорошо принимают»,  – комментирует ситуацию Нико Крашкевич, категорийный менеджер Shell по  общественному питанию в Германии, Австрии и Швейцарии. По его утверждению, увеличение оборота измеряется двузначными числами. В общей сложности продажи еды и напитков на  заправках Shell в Германии выросли на  1,9% и достигли 105 млн евро. 

www.shell.de

Westfalen AG, крупнейший независимый оператор заправочных станций в Германии, с 2014 г. внедряет гибкую форму организации общественного питания, которая легко адаптируется к условиям каждой из  260 АЗС на территории страны: от  бистро с холодильной витриной  – для станций с малой площадью до  уютных лаунж-баров – на крупных заправках под брендами Westfalen и  Markant в  Северо-Западной Германии. На  11  заправках работают рестораны Burger King. В 2013 г. объем продаж продуктов питания и напитков на  заправочных станциях Westfalen AG достиг 24,5 млн евро.

Более 50 АЗС с расширенным ассортиментом еды и напитков и сидячими местами делают ставку на булочные изделия с начинкой и выпечку более высокого ценового сегмента, преимущественно несладкие снэки: панини, фокачча и денер-кебаб в багете, приготовленные на гриле. В меню есть боквурст, мясные котлеты и другие блюда. Помимо еды здесь предлагают полный ассортимент премиального кофе от Segafredo. 

Хельмут Реннебоймер, глава кейтерингового направления подразделения компании Westfalen AG, занимающегося развитием АЗС, уверен, что сегмент еды и особенно перекусов вне дома обладает большим потенциалом для компании. «Спрос на горячие снэки будет постоянно расти. В этом году мы продолжим развивать это направление», – утверждает он.

www.westfalen-ag.de

Кейтеринговая концепция pizzabob была специально разработана для заправочных станций RAN, принадлежащих семейному предприятию Südramol (43 АЗС в Южной Германии, половина из них предоставляет услуги общественного питания). Концепция насчитывает 13 типов заведений. Широта ассортимента и  объем продаж зависят от конкретного заведения: есть точки площадью 6 кв.м, где продают исключительно пиццу, и  большие рестораны pizzabob, вмещающие до 120 гостей, где посетителям в комфортной обстановке предлагают пиццу, салаты, пасту и прохладительные напитки. В  зависимости от заведения объем продаж у франчайзи составляет от 6  тыс. евро до 50 тыс. евро в месяц. 

На большинстве заправок pizzabob соседствует с Brek's Coffee, где продают кофе и выпечку. Эта концепция удовлетворяет спрос на свежие хле бобулочные изделия, горячий кофе и быстрый перекус. Формат тоже может быть разным: от крохотных модулей площадью 1 кв. м, продающих кофе и выпечку, до полноценных кафе-пекарен, предлагающих кофе и завтраки, организованные по принципу шведского стола. По словам главы кейтерингового подразделения Флориана Брукмана (Florian Bruckmann), в  2012 г. ежемесячные продажи кофе и  выпечки в заведениях сети составляли от 3 тыс. до 50 тыс. евро. Общий объем продаж еды и напитков на заправочных станциях RAN в 2012 г. составил чуть менее 8 млн евро. 

www.pizzabob.de

 

Великобритания

За последние 50 лет рынок АЗС Великобритании претерпел значительные изменения. По данным Experian Catalist, с 1996 г. по сегодняшний день количество заправочных площадок снизилось с 40 тыс. до  8600. Из этих АЗС 1300 принадлежат операторам «большой четверки»: Tesco,  Asda, Sainsbury’s и Morrisons; 1950 заправочных станций принадлежат нефтяным компаниям, 

таким  как BP. Остальными управляют независимые операторы. 

На многих автозаправочных станциях Великобритании продают не только топливо. По информации Experian Catalist, на 92% заправок работают магазины, общий объем продаж которых составляет около 4,3 млрд фунтов стерлингов в  год. В общей сложности 7300 заправочных станций продают какую-либо еду навынос. 2378 АЗС дают клиентам возможность перекусить на месте. 

Популярность еды и напитков постоянно растет. «Очевидно, что современные потребители хотели бы иметь возможность круглосуточно получать еду на бегу. Отсутствие такого предложения ставит компанию в невыгодное положение относительно конкурентов», – отмечает Ричард Чэддертон, глава топливного направления Retail Motor Industry Federation.

Изначально в сфере продаж еды и  напитков лидировали АЗС, принадлежащие нефтяным компаниям. В  2003 г. Esso представила в Великобритании концепцию On The Run. На  многих заправках компании есть кафе, где можно как присесть за стол, так и купить еду навынос, там предлагают кофе от Costa Coffee, сладкую выпечку, свежие сэндвичи и горячие снэки. 

На всех заправках Shell в Великобритании продают сэндвичи, несладкую выпечку – сосиски в тесте, пироги со свининой и сладкую выпечку; при этом точки под брендом Deli2Go отличаются более широким ассортиментом продукции – горячие багеты, торты и пироги, хот-доги и такито. 

Многие независимые операторы последовали примеру Esso и стали предоставлять услуги общественного питания. Ключевые игроки на рынке  – компании Euro Garages, работающая в партнерстве с Greggs, Starbucks и Subway, и Sewell, предлагающая автомобилистам качественный кофе совместно с Costa Express.

Традиционно в этом секторе преобладает еда формата grab & go. Операторы, однако, понимают, что  в  категории горячей еды и напитков прибыль выше, поэтому всячески стимулируют потребителей задерживаться подольше. Об этом свидетельствуют основные тенденции в этом секторе: особенно популярен кофе, его предлагают многие заправочные станции, – или развивая собственный бренд, или в партнерстве с популярными брендами, к примеру, Starbucks или Costa Coffee. 

Для тех заправочных станций, где нет места для полноценной зоны приготовления кофе, отличным выходом стала концепция Costa Express. Это  простые в использовании кофе-бары с  самообслуживанием, занимающие не более 1 кв. м площади. Самые большие из них могут продавать более 100 порций напитка в день  – идеальное решение для заправочных станций с круглосуточным спросом на кофе. Доход АЗС от таких кофе-баров достигает 20 тыс. фунтов стерлингов в год. 

Горячие снэки – выпечка и сэндвичи с беконом – также очень популярны среди клиентов автозаправок. По оценкам Sewell, за год на суперсовременной заправочной станции стоимостью 1 млн фунтов стерлингов, расположенной неподалеку от Халла, было продано 20 тыс. сэндвичей с  беконом и колбасой. «Последние полтора года мы отмечаем значительный рост спроса на горячие блюда. Люди ожидают получить хорошее качество за разумную цену. Те дни, когда клиентов заправок устраивали холодные сосиски в тесте или простые бутерброды с ветчиной, навсегда ушли в прошлое, – комментирует Роберт Дойл, менеджер по закупкам в категории «Еда и напитки» компании Shell UK. – Растет спрос на новые вкусы, к  примеру сэндвичи с королевскими креветками, выпечку с начинкой, горячие слойки со стейком и соусом. В точках Deli2Go более половины всех продаж еды составляют горячие блюда, эта категория очень важна как для наших клиентов, так и для общего роста продаж».

Потребительский спрос на удобно расположенные точки общественного питания растет, как следствие увеличивается и значимость этого направления для владельцев АЗС. Общепит приносит ощутимую прибыль. Euro Garages отмечает, что к июлю 2013  г. продажи нетопливных продуктов выросли на 36% по сравнению с  прошлым годом и достигли 73 млн фунтов стерлингов – солидная часть общего оборота компании, составляющего 439 млн фунтов стерлингов. При этом доход от продаж фаст-фуда увеличился на 83%.

Операторы уделяют большое внимание организации общественного питания уже на этапе строительства заправок. На новой АЗС Sewell неподалеку от Халла, открывшейся в  конце 2012 г., представлена новая концепция: Sewell On the Go, объединяющая заправку с кафе и небольшим торговым центром. «Мы  прислушались к мнению потребителей и  разработали новую концепцию с  учетом их понимания того, какой должна быть заправочная станция,  – комментирует Патрик Сьюэлл, управляющий розничным подразделением компании Sewell. – Путешествуя по делам или ради удовольствия, потребители хотят комфорта и удобства. Безусловно, они требуют эффективного обслуживания, но также ценят возможность отдохнуть, расслабиться и  выпить кофе. Мы включили в новую концепцию более 2500 линеек продукции и целый ряд дополнительных услуг, позволяющих клиентам остановиться и подзаправиться самим, а также заправить машину перед тем, как продолжить путь». 

Отраслевые эксперты утверждают, что в дальнейшем услуга общественного питания на АЗС будет расширяться и улучшаться в соответствии с потребительским спросом, а ключевую роль в развитии этого сектора сыграют независимые операторы. Основным направлением развития станут горячая еда и завтраки.

Компания Euro Garages основана в  2001 г., ей принадлежат 120 заправок по всей Великобритании, в  том числе Shell, BP и Esso. Это третий по  величине независимый оператор АЗС  в  стране; в компании 1800  со трудников. На АЗС Euro Garages представлен целый ряд известных торговых предприятий и  брендов-партнеров, в том числе Spar, Subway, Burger King, Starbucks и  Greggs. На заправках компании в  Великобритании работают по  45  заведений Subway и  Starbucks, где клиентам предлагают широкий ассортимент горячих напитков, еды, свежих снэков и   сэндвичей. Продажи нетопливных продуктов в  2013 г. составили 73 млн фунтов стерлингов, увеличившись по  сравнению с  предыдущим годом на 36%. 

 

Италия

Общественное питание на АЗС вдоль итальянских платных автострад играет важную роль с тех пор, как в 1947 г. Марио Павези открыл первую точку Autogrill. В 1977 г. фирма Павези слилась с двумя другими крупными игроками – Motta и Alemagna, образовав компанию Autogrill, которая стала первым франчайзинговым предприятием на итальянских шоссе. В  конце 2012 г. Autogrill принадлежало уже 446 точек общепита. Сегодня это ведущий мировой поставщик услуг общественного питания для путешественников. В последние годы из-за экономического застоя транспортный поток на платных шоссе снизился. Чтобы компенсировать спад продаж, Autogrill решила адаптировать свое предложение к изменившимся условиям: в конце 2013 г. компания в  сотрудничестве с Оскаром Фаринетти, основателем и владельцем Eataly, начала разработку нового формата общепита для заправочной станции неподалеку от Модены. Детали проекта пока не разглашаются. 

Заведения общественного питания на  АЗС все чаще появляются и за  пределами системы скоростных шоссе: вдоль дорог государственного, регионального значения и даже на загородных трассах. Инициаторы этих изменений – крупные  нефтяные компании: заведения общественного питания  – важнейшая часть спектра услуг, предлагаемых в  точке продаж, они позволяют повысить лояльность клиентов и  их  удовлетворенность брендом.

Хороший пример – АЗС энергетической компании Eni. Ей  принадлежат 4500 АЗС на территории Италии; на  700  из  них работают Eni Café под управлением аффилированных партнеров. Меню, имидж и продвижение бренда, услуги и поставщики,  связи с общественностью  – сфера ответственности Eni. Партнеры (часть из которых также занимаются продажей топлива) управляют расходами и персоналом. Средний годовой оборот Eni Café  – 100–120 тыс. евро, что сопоставимо с оборотом обычной кофейни, где основной наплыв гостей приходится на  время завтрака.

По итогам исследования удовлетворенности потребителей, проведенного в 2013 г., 62% респондентов заявили, что наличие Eni Café – главная причина остановиться на  заправочной станции. Из них 50% – постоянные клиенты, а 87% узнают бренд. Основа меню Eni Café – некалорийные продукты, подобранные для тех, кто в дороге, – завтрак, обед, перекус или кофе. Гарантировать качество  реализуемой продукции помогает партнерство с ведущими итальянскими брендами, такими как Lavazza (кофе) и  Tre Marie/Bistefani (выпечка). Важную роль играют промо-акции: во время недавней кампании по продвижению завтраков за два месяца в 550 Eni Café, участвующих в акции, их было продано более миллиона (капучино с круассаном – за 1,5 евро; капучино, круассан и  апельсиновый сок – за 2,5 евро). Из дополнительных услуг на АЗС  Eni есть бесплатный wi-fi и банкоматы.

У конкурента Eni – компании Esso, бренда Exxon Mobil Corporation, около 2700 АЗС на итальянских дорогах, 66  из  них  – на платных автострадах. При 400 из них есть магазинчики или кафе. Esso разработала несколько форматов магазинов для разных вариантов размещения, каждый под собственным брендом. Половина работает под брендами Snack & Shops или Shops. Под брендом Tiger Café, созданным в 1990-е, работает 43% точек: это  полноценные кофейни-закусочные, расположенные вдоль  бесплатных дорог. И  наконец, автомобилисты, останавливающиеся на заправках Esso  вдоль платных шоссе, могут посетить On The Run Café или On The Run, этот бренд был создан в 2005 г. Магазинчиками и кафе на заправках Esso владеют и управляют независимые партнеры, однако при этом поддерживаются строгие стандарты, призванные обеспечить единый визуальный образ и  неизменное качество продуктов и услуг. 

 

Испания

Экономные потребители, высокие цены на топливо, уменьшившийся поток машин плюс конкуренция со  стороны АЗС самообслуживания, где разница в стоимости бензина по сравнению с традиционными заправками может достигать 5 центов, – затянувшийся экономический кризис приостановил процесс интеграции и  расширения услуги общественного питания на испанских АЗС. Площади, ранее использовавшиеся под общепит, сокращают в пользу торгового пространства; снэки, приготовленные на месте, сменяются фабричными упаковками и классическими товарами импульсного спроса; вместо кампаний, направленных на повышение качества, – агрессивное ценовое стимулирование сбыта.

В прошлом году рынок понемногу начал оживать. Основная тенденция – интеграция известных, внешне привлекательных брендов из секторов общественного питания или розничной торговли. Испанская нефтяная компания Repsol – лидер рынка, владелец около 3600 из 10 300 АЗС, работающих на территории страны, – в 2013  г. подписала договор с Burger King. Три ресторана быстрого питания под этим брендом открыла рядом с заправочными станциями на условиях фрашизы компания Via Red Hostelería y Distribución –дочернее предприятие Repsol. В общей сложности планируется открыть до 150 ресторанов Burger King. Кроме того, на трех заправочных станциях неподалеку от жилых кварталов Мадрида компания Repsol поставила киоски самообслуживания под брендом Sushimore формата «магазин в магазине». На площади 20 кв. м расположены охлаждаемые витрины с  наборами суши, салатами и напитками, а  также столы и стулья, чтобы гости могли перекусить на месте. Repsol надеется, что этот пилотный проект поможет привлечь обеспеченную клиентуру. По словам представителей компании, цель интеграции сильных внешних брендов – выделиться на фоне прочих операторов АЗС, привлечь новых клиентов и удержать существующих с помощью знакомого им качественного сервиса. Repsol также планирует продолжить развитие концепции Sprint Food. Эти заведения общественного питания предлагают упакованные салаты, сэндвичи, багеты, пиццу и десерты, кофе класса specialty, безалкогольные напитки. Площадь модулей – до 50 кв. м. Там, где позволяет место, установлены столики; обслуживание нацелено на то, чтобы клиенты АЗС могли отдохнуть и расслабиться. На точках с минимальной площадью стоят торговые автоматы плюс оборудование, позволяющее работникам заправки разогревать блюда. Самый большой наплыв посетителей – во время завтрака (бестселлер  – кофе) и в вечерние часы пик. Repsol не разглашает информацию об  объеме продаж, но известно, что около 45% оборота приходится на  долю нетопливной продукции.

Компании Cepsa (второе место на  испанском рынке АЗС – около 1500  заправочных станций) пришлось заморозить начатую до кризиса программу создания кофеен нового формата  площадью до 100 кв. м. Сейчас на принадлежащих компании заправках действует целый ряд концепций под брендом Depaso: от традиционных ресторанов формата фри-фло и кафе, торгующих в основном выпечкой и молочными десертами, до кофейных автоматов на территории минимаркетов. В некоторых заведениях есть мини-пекарни, где выпекают хлеб и булочные изделия из полуфабрикатов. Концепция Depaso разработана дочерней компанией Cepsa  – Cepsa Conveniencia и развивается на условиях франшизы. Франчайзи также управляют мини-маркетами Mini Stop,  – Cepsa первой начала осваивать такой формат. Основной наплыв посетителей приходится на утро. Выгодные ценовые предложения, к примеру, завтрак, состоящий из кофе, апельсинового сока и снэка, менее чем за 3 евро, побуждают водителей остановиться и перекусить. Совместный проект Cepsa и Taberna Bocatín, концепция которого была основана на сэндвичах – сабах, провалился в двух точках и был прекращен. Сейчас усилия компании направлены на развитие розничной торговли и бонусных программ с сильными внешними партнерами вроде Carrefour. 

BP – третий по величине оператор АЗС в Испании (более 650 заправочных станций) – оказался в похожей ситуации. В сегменте общепита компания делает ставку на собственный бренд Wild Bean Café, концепция успешно работает в  ряде стран. Что касается магазинов, BP недавно достигла договоренности с Alcampo, испанской «дочкой» французской сети гипермаркетов Auchan, которая теперь будет снабжать 118 магазинов BP помимо прочего продуктами под торговой маркой Auchan.

Galp Energia, португальской нефтегазовой компании, принадлежит более 600 АЗС на территории Испании. На  86 из них действуют заведения общественного питания площадью от 20 до 50 кв. м под собственным брендом Tangerina caffé. Точки оформлены так, чтобы выгодно представить довольно широкий ассортимент сладких и несладких снэков. Хиты продаж – теплые сабы, сэндвичи, салаты, разнообразные пончики, кофе и безалкогольные напитки. Уютную обстановку создают удобные кресла, телевизоры, журналы и в некоторых заведениях общедоступная беспроводная сеть, через которую можно сделать дозаказ. Сейчас идет тестирование продукции под известными брендами Telepizza и Oscar Mayer. Часть заведений оборудована печами Telepizza, в которых подрумянивается пицца этого испанского бренда. В других точках есть стойки Hot Dog, предлагающие классическую продукцию этого американского бренда, разнообразные соусы и топпинги.

В целом развитие общественного питания на испанских АЗС пока ушло на второй план из стратегических соображений. Сейчас все нефтяные компании сосредоточили усилия на развитии розничного сегмента. В прессе то и дело появляются сообщения о новых договоренностях между известными партнерами: Repsol – с El Corte Inglés, Cepsa – с Carrefour, BP  – с Alcampo, Galp – со Spar. С 2008 г. в сегменте фудсервиса основная конкуренция идет за счет снижения цен, а не за счет повышения профессионализма и специализации. Интеграция мощных внешних брендов общественного питания пока находится в начальной стадии, однако совершенно очевидно, что значимость фудсервиса в конкурентной борьбе АЗС за потребителя со временем будет только расти. 

Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Елена Победоносцева

Командная игра

Работа по обучению персонала в ресторане должна вестись непрерывно. Однако бывают случаи, когда в коллективе вроде бы опытных сотрудников нет единства – и риск ухудшения качества сервиса в данном случае велик. Почему так происходит и что нужно знать, чтобы создать эффективную команду, объясняет бизнес-тренер Елена Победоносцева.

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».