архив
Октябрь 2017

Ниша

Правила игры

Есть идея

Технология















Лидирует кофе



В прошлом году крупнейшие игроки европейского рынка кофеен снова значительно увеличили свое присутствие. На конец 2013 г. общее число кофеен 75 ведущих брендов составило 12 320 (+7% по сравнению с предыдущим годом). Первое место сохраняет Costa Coffee, далее следуют McCafe и Starbucks. Представляем ежегодный рейтинг журнала «FoodService Europe and Middle East».

Автор статьи: «FoodService Europe & Middle East» / Европа

В 2013 г. три крупнейших бренда кофеен увеличили число точек на 8–9%, тем самым упрочив свое лидерство. Несмотря на  значительное сокращение итальянской сети кофе-баров Espressamente illy (-27%), 25  крупнейших сетей кофеен впервые сумели преодолеть планку в 10  тыс. заведений. В  будущем можно ожидать усиления конкуренции на этом рынке, потому что процессу расширения сетей не видно конца. Кроме того, все больше компаний: станции АЗС, пекарни, сети закусочных и всевозможные рестораны быстрого обслуживания – начинают развивать высокодоходное кофейное направление дополнительно к своей основной деятельности. Актуальность приобретают новые категории локаций  – отдельностоящие рестораны (в том числе с drive-in) и  концепции «магазин-в-магазине».

Многие бренды кофеен отвечают растущим требованиям покупателей к качеству продукции: особое внимание уделяется происхождению кофейных зерен, профессионализму бариста и выбору кофе-машин. Кофе-бары – один из тех сегментов индустрии фудсервиса, где виртуальное общение играет важную роль: среди их посетителей много активных пользователей интернета. 

Самый прогрессивный из национальных рынков кофеен – британский, его можно рассматривать как ориентир: здесь представлено больше всего брендов и чаще, чем  в других странах, используются сорта спешалти.

 

75 ведущих игроков 

В рейтинг включены 75 игроков на рынке кофеен, которым в общей сложности принадлежат 12 320 заведений в  Европе. Рост количества точек за 12 месяцев составил 7% (2012: +8%, 2011: +8%, 2010: +4%, 2009: +3%, 2008: +16%).

На европейском рынке по-прежнему лидирует Costa Coffee: 1923 кофеен в 15 странах Европы. Наряду с Costa Coffee свои позиции продолжают укреплять McCafé и Starbucks.

В 2013 г. на рынке наблюдались противоположные тенденции развития: 42 бренда открыли новые заведения, 19 игроков сократили количество точек, 15 компаний сохранили прежние показатели. Наибольшее количество новых точек – 167 – в 2013 г. открыл бренд McCafé, за  ним следуют Starbucks (+145), Costa Coffee (+136), Coffee Republic (+75) и «Шоколадница» (+69). В относительном исчислении лидирует британский бренд Harris + Hoole с ростом +300%. Совладелец этого бренда — сеть супермаркетов Tesco. За Harris + Hoole следуют Love Coffee (+61%) и Coffee Republic (+43%).

Ведущие бренды кофеен, включенные в рейтинг, происходят из  21  страны: 17 из Испании, 11 из  Великобритании, десять из Германии. Кофейни семи из 76 участников рейтинга представлены в десяти или более странах. 35 брендов представлены только на одном рынке – в  стране происхождения. Наиболее широко представлены в Европе сети Segafredo (37 стран), McCafé (26) и  Starbucks (23).

 

Десять компаний-лидеров

1. Costa Coffee. Сеть Costa Coffee – лидер британского и европейского рынков кофеен, принадлежащая британской группе Whitbread PLC (в портфолио группы также отели и  пабы). На конец 2013 г. сеть насчитывала 2034 точки в Европе и  2814  точек по всему миру (включая 111 кофеен coffeeheaven в Польше). По  прогнозам компании, общая выручка по  всему миру вплоть до 2018  г. будет ежегодно превышать 2 млрд фунтов стерлингов. За 50-недельный период до 13 февраля 2014 г. розничные продажи Costa Coffee в Великобритании составили 2012 млн фунтов стерлингов в собственных кофейнях компании и 378  млн фунтов стерлингов в  кофейнях, работающих по франшизе. Еще 355 млн фунтов стерлингов получено подразделением Costa Enterprises, охватывающим три основных направления: автоматы Costa Express, которые продают основные напитки Costa, приготовленные из свежемолотых зерен и свежего молока, сейчас их около 3500, в этом году планируется установить еще 500; продажи продукции Proud to serve Costa пабам, ресторанам, отелям; реализация кофейной продукции под брендом Costa at Home для супермаркетов. Братья-итальянцы Серджио и  Бруно Коста основали Costa Coffee в 1971 г. в Лондоне. Изначально компания занималась оптовой продажей обжаренных кофейных зерен кейтеринговым операторам и  итальянским кофейням. В 1995 г. ее приобрела компания Whitbread. В  Европе за пределами Великобритании бренд Costa Coffee представлен 320 заведениями в 14 странах. В  2009 г. Costa приобрела польскую сеть кофеен coffeeheaven за 36 млн фунтов стерлингов. Из 111 точек сети большая часть продолжает работать под этой маркой, но в некоторых заведениях проведен ребрендинг — тестируется концепция под названием coffeeheaven by Costa. В Европе, Индии и на Ближнем Востоке продажи компании за  2013  г.  выросли на 11,1% и составили 183,9 млн фунтов стерлингов, в Азии – почти на 50% и достигли 68,4  млн фунтов стерлингов. В течение года компания вышла на  рынки Мальты, Сингапура, Камбоджи, Кувейта и  Казахстана. C 2013 г. в британских кофейнях сети в  меню стали указывать калорийность блюд и приводить подробную информацию об их пищевой ценности.

2. McCafé. Концепция «кофейня в ресторане» компании McDonald’s присутствует в 26 европейских странах. На  конец 2013 г. европейская сеть McCafé насчитывала 1856  точек. Самый быстрый рост в 2013 г. наблюдался в Италии, Польше и Швейцарии. На данный момент больше всего McCafé находится в Германии: здесь кофейни открыты при 60% ресторанов McDonald’s, в  том  числе на  транспортных узлах в  качестве обязательного дополнения. Интеграция McCafé в существующие рестораны McDonald’s на протяжении 2000-х позволила знаменитому бренду ресторанов быстрого обслуживания изменить свой имидж в глазах потребителей, перестать ассоциироваться только с фастфудом. Результатом работы помимо нового имиджа стал увеличившийся оборот. Основные задачи бренда на ближайшие годы – сосредоточение на доходности и обучение сотрудников.

3. Starbucks. Лидер мирового рынка: на конец 2013  г. под брендом Starbucks работали 20 184 заведения по  всему миру (+10,4%). На ежегодном собрании акционеров в Сиэтле Говард Шульц, председатель совета директоров, президент и генеральный директор Starbucks, заявил, что сеть из 20 000 заведений знаменует лишь окончание ранних стадий роста. В Европе сеть Starbucks занимает третье место на рынке, в 2013 г. ее рост составил 9%.  По  словам представителей Starbucks, наиболее актуальными направлениями текущего года станут разработка предложения на основе местных продуктов, повышение качества сервиса и развитие посредством партнерства. В Великобритании компания уже открыла несколько отдельностоящих кофеен (в том числе с drive-thru – формат, пользующийся огромным успехом в США). Первый отдельностоящий ресторан Starbucks с drive-thru в Германии открылся в прошлом году. В Швейцарии кофейню Starbucks открыли в вагоне поезда. Там  же в Швейцарии бренд представил систему самообслуживания для офисов (Corner Café).

4. Tchibo. Немецкая компания  – поставщик кофе отмечает снижение числа заведений. На конец 2013  г. компании принадлежало 820 кофе-баров (–10 точек) в восьми европейских странах, причем почти 500  из  них — в Германии. 

5. Caffè Nero. Имидж заведений и  обжарка кофе, поддерживающие традиции итальянских кофеен, роднят бренд с лидером рынка, компанией Costa. Однако в отличие от  Costa Coffee здесь предлагают свежую выпечку, приготовленную на месте, используют простую в обращении карточную программу лояльности. В  компании есть собственное подразделение, занимающееся разработкой меню в сотрудничестве с итальянским шеф-поваром Урсулой Ферриньо. Годовая выручка к маю 2013 г. составил 227,9 млн фунтов стерлингов, прибыль до вычета налога, процентов, износа и амортизации — 34,9 млн фунтов стерлингов (в 2012 г. – 199,1 млн фунтов стерлингов и 31,6 млн фунтов стерлингов соответственно). В планах компании — открывать по 50–60 новых заведений ежегодно. На март 2014 г. сеть насчитывала 618 точек, большинство расположены в Великобритании. В то же время Caffè Nero продолжала расширять свое присутствие за рубежом. За пределами Великобритании работает 83 заведения (совместные предприятия/на условиях франшизы): в Турции (44 кафе), в Польше (20 кафе под брендом Green Caffè Nero), на Кипре (3) и в Ирландии (1). Бренд также присутствует в ОАЭ (14 заведений); в апреле 2014 г. должно было начать работу первое кафе в Бостоне, США.

6. Segafredo. Итальянский бренд кофеен в Европе переживает период стагнации. Одновременно с запуском новых проектов Segafredo закрыла немало заведений, не приносивших прибыль, преимущественно в Венгрии и Чехии. Среди задач, стоящих перед компанией, — поиск помещений с  приемлемой стоимостью аренды, расширение ассортимента горячих блюд и  развитие торговли навынос. В  качестве выгодной возможности для развития компания рассматривает создание совместных предприятий со  стратегическими партнерами, развивающими кофейное направление в  дополнение к  основной деятельности.

7. «Шоколадница». Концепция основана в 2001 г. молодым российским предпринимателем Александром Колобовым и его семьей. Сегодня насчитывает 408 заведений. Это крупнейшая сеть кофеен на территории бывшего СССР; по количеству точек она входит в пятерку крупнейших операторов общественного питания России. Сеть с полным обслуживанием в последние годы отмечает значительный рост (в 2013 г. открылось 69 новых точек). Расширение проводится как силами самой компании, так и на условиях франшизы. Заведения под этим брендом работают в пяти странах: в  России, Украине, Армении, Казахстане и Азербайджане.

8. Coffeeright. Кофейный бренд, принадлежащий греческой Gregory’s Food Service Group, в прошлом году отметил рост на 1%. По мнению представителей Coffeeright, три главных тренда на рынке кофеен: предложение уникальных продуктов и услуг; проработка различных блендов кофе, соответствующих вкусам потребителей; открытие комплексных заведений, куда гость приходит за кофе, а в результате покупает все, что нужно, чтобы перекусить и отдохнуть.

9. Coffee Republic. Британский бренд кофеен в 2013 г. увеличил количество точек на 43%, многие точки представляют собой киоски, а не  полноценные кафе. Страны, лидирующие по величине оборота: Великобритания, Румыния и Кипр. Приоритеты компании — качество, сервис и активность в социальных сетях. Сеть Coffee Republic была основана в 1995 г., в июле 2009 г. перешла под внешнее управление и была выкуплена членами семьи владельцев компании Arab Investment Ltd., занимающейся недвижимостью. Сейчас брендом управляют две компании: Coffee Republic Training Ltd. (собственные точки компании) и Coffee Republic Retail Ltd (заведения, работающие по  франшизе, в  том числе все точки за  пределами Великобритании).

10. «Кофе Хауз». Второй по величине игрок на российском рынке кофеен начал работу в 1999 г. Под управлением компании работают 225 точек в России и Украине. Франшизу бренд не развивает. Компании принадлежат и другие ресторанные концепции, среди которых «Азия Кафе», «Винегрет Кафе» и «Арома Кафе» (последняя создана в 2012 г.), они представлены на рынке в гораздо меньшей степени, чем основной кофейный бренд. Рейтинг 75 ведущих игроков на  европейском рынке кофеен – результат совместной работы редакции и корреспондентов «FoodService Europe & Middle East». Особая благодарность Allegra Strategies World Coffee Portal, Брюсу Уайтхоллу, Паку Керкховену, Агате Годлевской, Юлии Матвеевой, Марио Каньисалю Вильярино, Катрин Шендекель, Софии Селберг. Список игроков должен быть достаточно полным. Если же мы  пропустили какие-то компании или какие-то данные устарели, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Елена Победоносцева

Командная игра

Работа по обучению персонала в ресторане должна вестись непрерывно. Однако бывают случаи, когда в коллективе вроде бы опытных сотрудников нет единства – и риск ухудшения качества сервиса в данном случае велик. Почему так происходит и что нужно знать, чтобы создать эффективную команду, объясняет бизнес-тренер Елена Победоносцева.

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».