Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Путь к себе

Активный рост гостиничного рынка в России пришелся на конец 2000 – начало 2010-х гг., в этот период резко увеличилось количество форматов и предложений отелей. Одной из причин этого стало проведение в России большого числа крупных международных мероприятий, среди которых саммит АТЭС 2012 г. во Владивостоке, Олимпийские игры и «Формула-1» в Сочи в 2014 г., саммиты стран БРИКС и Шанхайского соглашения в Уфе в 2015 г. Кроме того, мощным драйвером роста числа гостиниц и улучшения качества предложения по всей стране стали планы по проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. «Сегодня порядка 90% отелей, строительство которых было приурочено к этому событию, уже построены или находятся на финальной стадии реализации, поэтому после 2018 г. в гостиничном девелопменте можно ожидать спада», – отмечает заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге Евгения Тучкова.

Последствия политических и экономических событий в 2014–2015 гг. шокировали рынок, игрокам пришлось перестраивать и оптимизировать свою работу с учетом роста курсов валют и снижения спроса на услуги размещения. Первой реакцией на это стала политика снижения тарифов как в Москве, так и в регионах, что еще более ухудшило операционные показатели. «Москва – город не столько туристический, сколько корпоративный, поэтому основную аудиторию отелей составляет бизнес. Новые экономические условия внесли свои коррективы, многие компании стали сокращать расходы на поездки, конференции и мероприятия, – рассказывает управляющий отелем SkyPoint Sheremetyevo, директор по развитию некоммерческой ассоциации «Независимый Гостиничный Альянс» Константин Артемьев. – Сначала мы наблюдали резкое снижение цен, сейчас ситуация вроде бы нормализовалась. За счет более низких цен удалось привлечь какое-то количество туристов, но, по статистике, провал по загрузке в будние дни сохраняется по сравнению, например, с 2013 г. Рынок, по сути, вытягивают выходные».

Все же, несмотря на то, что процесс приспособления к новым реалиям сейчас продолжается, рынок в целом восстанавливается и демонстрирует тенденции роста.

Согласно исследованиям консалтинговой компании JLL, результаты первых пяти месяцев 2016 г. на основных гостиничных рынках России выглядят позитивно: загрузка качественных отелей показывает рост год к году в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. «В январе–мае этого года средняя заполняемость гостиниц в столице в целом по рынку превысила 65%, увеличившись на 4,6 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средний тариф (из расчета на одноместный номер без завтрака и НДС) возрос на 6,5%, до 7,8 тыс. руб. Загрузка отелей Петербурга за тот же период немного увеличилась по сравнению с предыдущим годом – до 53%, при этом средний тариф продемонстрировал 18%-ный рост – примерно до 2,3 тыс. руб., – комментирует руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер. – Позитивная динамика с начала года наблюдается в горном и прибрежном кластерах Сочи: средняя заполняемость объектов там в январе–мае составляла 54 и 42% соответственно. Увеличение загрузки и тарифа приводит к росту показателя RevPAR (доходность на номер) на гостиничных рынках всех указанных городов».

Среди крупнейших российских операторов, управляющих брендами, лидирует Azimut: сеть была создана в 2004 г. и сегодня включает 25 отелей бизнес-класса в 19 городах России, а также в Германии и Австрии с общим номерным фондом более 8000 номеров. На втором месте компания Amaks, основанная в том же году, управляющая 23 гостиницами и четырьмя курортными комплексами преимущественно уровня 3* в России и Белоруссии с номерным фондом около 4000 номеров. Замыкает тройку лидеров Cronwell, существующая на рынке как девелоперская с 1995 г., а с 2008-го работающая под брендом Cronwell Hotels & Resorts. В портфеле компании 14 отелей, три из которых в Греции, городского, загородного и курортного форматов, от бизнес- до премиум-класса. Общий номерной фонд – более 1600 номеров. Чуть меньше – 1476 номеров – у цепочки «Гелиопарк». Среди управляющих компаний, в ведении которых находятся различные типы объектов под разными брендами, можно отметить Intourist Hotel Group, имеющую в общей сложности 2360 номеров, группу компаний «ГОСТ», «Альянс отель менеджмент». «Есть региональные сети, курортные, хостельные, которые тоже развиваются. В узких сегментах рынка они, безусловно, доминируют, но при глобальных расчетах в количестве номеров это не такая большая цифра», – замечает генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.

Среди международных операторов, на долю которых в России приходится порядка 200 гостиничных объектов, заметно лидируют скандинавский Carlson Rezidor с брендами Park Inn и Radisson и французский Accor с брендами Novotel, Mercure, Ibis и другими. «Accor успешно набирает обороты и покрывает города России, – рассказывает Елена Лысенкова. – Последняя тенденция: они делают трио своих отелей, чтобы покрывать максимум целевой аудитории в одной локации, например 3*, 4* и апарт-отель». Третий игрок – Intercontinental с брендом Holiday Inn, четвертый – Marriott, в большей степени представленный брендом Courtyard. На пятом месте – Hilton, но не столько с якорным брендом, который готовы воспринять далеко не все российские города, сколько с брендами второй линии: Double Tree, Garden Inn, Hampton. «На этом перечень лидеров заканчивается, он в той или иной мере совпадает с международным профайлом лидеров гостиничной индустрии за исключением группы Rezidor: по сравнению с ее мировым присутствием, у нас она занимает более ощутимую доминирующую позицию», – заключает Елена Лысенкова. По ее словам, есть еще большое количество гостиничных управляющих компаний, которые только планируют выход, или тех, кто вышел, но не собирается амбициозно развиваться дальше, например Four Seasons и Swissotel.

Инвестиции в отечественный гостиничный бизнес сегодня, по словам Лысенковой, осуществляют на 100% российские компании-собственники. Международные гостиничные бренды выходят на рынок по франшизе, в некоторых случаях предлагая также услугу управления отелями. В то же время, по данным компании JLL, зарубежные инвестиционные группы наряду с российскими профильными инвесторами рассматривают возможность приобретения в России действующих гостиничных объектов. Но разница в ценовых ожиданиях покупателей и продавцов сдерживает возможный поток сделок.

Сервис для своих

Одна из главных тенденций последних двух лет – рост внутреннего туризма. В первую очередь это связано с курортным отдыхом: в свете того, что для россиян закрыли наиболее популярные и доступные зарубежные направления пляжного отдыха – Турцию и Египет, фокус внимания сместился на курорты Краснодарского края и Крыма. По данным управления по курортному делу и туризму Сочи, турпоток за первые пять месяцев 2016 г. вырос на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составил более 1,1 млн человек. При этом в 2015 г. курорт в общей сложности посетили 6 млн человек, а среднегодовая заполняемость средств размещения составила 77%. Отмечается также, что в летнее время в городе ежедневно находится 200 тыс. туристов. «К Олимпиаде было построено и реконструировано много отелей, поэтому структура номерного фонда в Сочи достаточно вариативна. Есть спрос, хотя и неоднородный: некоторые отели заполнены в основном в сезон, некоторые более-менее в течение года», – отмечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров и управляющий партнер компании «Альянс отель менеджмент» Вадим Прасов. По его мнению, после Олимпиады Сочи недополучил своего туриста, так как на первый план слишком быстро вышли известные политические события, которые не дали прироста иностранных гостей, но в итоге привели к росту внутреннего турпотока.

Согласно официальной статистике, турпоток в Крыму за прошлый год увеличился на 25–30%, однако местные представители индустрии говорят, что реальная цифра намного ниже. «К сожалению, статистика прибывания в Крым туристов была изначально завышена еще в 2014 г., в первый год присоединения Крыма к России. Тогда туристами посчитали всех – начиная с представителей федеральных служб безопасности и заканчивая многочисленными бизнесменами, которые имели смелость приехать в Крым для установления бизнес-контактов. Это и стало отправной точкой искажения истинного потока отдыхающих в Крыму, – рассказывает Мария Мальгина, руководитель Комитета по курортно-туристической и выставочной деятельности в Крыму. – В прошлом году к нам ехали только отчаянные патриоты и льготники, стоимость путевок для которых ниже себестоимости, был значительный процент деловых туристов. Кроме того, люди бежали из горячих точек – Донецка и Донбасса, но относить их к туристам было бы некорректно. В этом году ситуация изменилась. Тот небольшой процент туристов из Украины, которые посещают Крым, уже действительно едут на отдых. Из европейской части России приезжают порядка 27% туристов, 21% – из Сибири, примерно такой же процент составляют москвичи». Сегодня повышена мощность паромной переправы, пропускная способность аэропорта в Симферополе увеличена до 100 рейсов, но часто препятствием для гостей становится высокая стоимость авиабилетов, а тема их субсидирования, по словам Марии Мальгиной, остается только в стадии обсуждения.

По официальной статистике в Крыму работают около 830 объектов размещения разных форматов, по неофициальной – еще 3000 частных мини-отелей. 38% туристов, согласно опросам, предпочитают пляжный отдых, также растет доля познавательного туризма. Кроме того, Крым востребован как здравница, но заниматься оздоровлением здесь рекомендуют не в высокий сезон, а в сентябре-октябре при более комфортной температуре воздуха. Трудности в развитии некоторых видов туризма возникают в силу более жестких положений российского законодательства по сравнению с украинским. Например, полуостров не может ввести в эксплуатацию большую часть объектов для детского отдыха, так как они не соответствуют российским требованиям безопасности. Кроме того, сложнее стало развивать событийный туризм, к которому у Крыма большой потенциал. Сложности связаны с законодательством в отношении распития алкоголя, в частности вина, на культуре потребления которого завязано много крымских традиций.

В связи с тем, что этим летом для жителей нашей страны вновь открыли Турцию, российские курорты, очевидно, может ожидать спад активности. Однако есть и другое направление, которое сегодня вызывает все больший интерес россиян, – это познавательный туризм. Поездки по стране, и, в частности, поездки выходного дня, становятся незаменимы из-за подорожавшей Европы. Лидером в этом направлении, безусловно, стал Санкт-Петербург. «В Питере мы наблюдаем настоящий взрыв туристической активности. Но в отличие от многих других городов его власти за последние три года потратили много времени и средств на продвижение Петербурга как туристической дестинации, и это дало свой эффект», – говорит Константин Артемьев.

Другими популярными направлениями остаются Казань, Псков, Коломна, города Золотого кольца. «Познавательный туризм – это модно: выезжать с семьей, образовывать детей, хвалиться этим коллегам по работе, – объясняет Елена Лысенкова. – Спрос вырос, потому что выросло предложение. Там, куда вы хотите поехать, есть что смотреть, есть нормальные прогулочные зоны, инфраструктура, современные музеи, развлечения для детей, гостиницы, удобный транспорт, адекватная цена – много разных компонентов туристического продукта. Сейчас предложение гораздо более сбалансированно, чем несколько лет назад. Да, продукт сформирован не везде, но объекты прирастают, формируются новые центры притяжения».

В выигрышном положении оказались и загородные средства размещения, до которых удобно добираться на автомобиле: коттеджные и дачные отели, пансионаты, дома отдыха, санатории. «Спрос на объекты рекреации в драйв-доступности от места проживания увеличивается на всей территории страны, – отмечает Елена Лысенкова. – Людям пришлось сократить количество выездов за границу или их продолжительность, а отдыхать все равно хочется, поэтому они ищут места, которые находятся от них поблизости». О росте популярности загородных объектов размещения говорят и данные компании JLL по Москве, согласно которым в первом квартале 2016 г. загрузка подмосковных отелей увеличилась вдвое по сравнению с прошлым годом, основной их аудиторией являются семьи.

Тем не менее в России еще не так много регионов, способных похвастаться готовым туристическим предложением. Большое число региональных отелей, построенных за последние несколько лет, создавались с расчетом на высокую деловую активность, а в настоящее время в спросе, по оценкам экспертов, больше всего потерял именно MICE-сегмент (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions). Одним из наиболее ярких примеров этого стала Уфа, где простаивают гостиничные площади и конференц-пространства, рассчитанные на тысячи человек, а средняя загрузка по городу составляет всего 31% в год.

Отсутствие стабильного турпотока заставляет отели экономить на всем: от персонала до гостевых товаров. «Учредители стараются не инвестировать в новые сервисы, так как на фоне политических и экономических событий тяжело строить прогнозы. Большинство владельцев бизнеса предпочитают аккумулировать капитал, чтобы избежать потенциальных рисков и создать финансовую «подушку безопасности», – делится владелец и генеральный директор компании Plaza Hospitality (ГК Hospitality Group, Ярославль) Александр Ходунов. – Такой подход владельцев и управляющих в регионах касается всех гостиничных сегментов, а также крупных сетевых отелей».

Самыми востребованными сегодня эксперты называют средний ценовой сегмент и эконом. В среднем сегменте, по данным JLL, запланировано большинство (45%) готовящихся к открытию объектов в Москве. Тем не менее в крупных городах, по словам Евгении Тучковой, рост заполняемости и цен происходит во всех сегментах. «Так, например, в люксовых отелях Москвы заполняемость в январе–мае этого года выросла на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в верхних ценовых сегментах (upper upscale и upscale) показала рост на уровне 3–4%», – отмечает она.

Спрос на luxury-сегмент ощутимо вырос как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. По данным JLL, в первом квартале 2016 г. в этом сегменте в Москве зафиксирован рекордный рост загрузки и ADR (среднего тарифа) за десять лет. При этом RevPAR в Москве увеличился на 32%, а в Петербурге – на 20%. «Спрос на пятизвездные объекты корректируется по двум причинам. Во-первых, есть люди, которые привыкли часто ездить за границу, но сейчас эта возможность для них в той или иной степени закрыта. Они повернули свой взгляд на Россию, а поскольку их платежеспособность и потребности по-прежнему высоки, большое количество претенциозных, требовательных клиентов обратили внимание на отели 5*. Те, кто мог позволить себе «четверку», сейчас имеют возможность взять более дорогой отель. То есть люди готовы тратить столько же, но за те же деньги получают качественно другой продукт, – объясняет Елена Лысенкова. – Второй момент – в наших туристических местах притяжения иностранцы готовы платить больше; из-за курсовой разницы стоимость наших отелей для них намного дешевле, чем в любом другом городе Европы. Для примера, стоимость номера в Four Seasons составляет 20–25 тыс. руб., что по сегодняшнему курсу составляет 400–450 евро, при этом в мире их номера стартуют от 800 евро».

Отель по-восточному

Наряду с ростом внутреннего туризма мощным трендом последнего времени стало изменение структуры потока иностранных туристов. Так, в первом квартале 2016 г. количество международных путешественников в аэропортах Москвы сократилось на 14,5%, сообщает JLL. Во многом это касается путешественников из Европы, доля которых, по словам Елены Лысенковой, в целом по рынку упала на 40–50% по сравнению с 2014 г. При этом как аналитики, так и сами отельеры отмечают растущий поток туристов из стран Азии и Ближнего Востока. По данным Ростуризма, за первые три квартала 2015 г. Россию посетили 583,6 тыс. китайцев (+63% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.), 33,6 тыс. иранцев (+111%), 23,3 тыс. индийцев (+67%). Кроме того, как отмечает Евгения Тучкова, безвизовый режим способствует притоку туристов из Израиля и Южной Кореи. Не последнюю роль в этом сыграла и разница курсов – Россия стала для иностранцев сравнительно дешевой страной. Привлекают восточных гостей не только Москва и Санкт-Петербург. Так, по словам Александра Ходунова, многие граждане Китая, Монголии и Южной Кореи предпочитают отдых в Бурятии из-за близости границы. По этой же причине, например, в Пскове частыми гостями становятся эстонцы и латыши. «Цена, конечно, очень привлекает. Многие ездят через границу на выходные», – отмечает Александр Ходунов.

Чтобы обратить туристический потенциал этих регионов в свою пользу, отели дополняют сервис, ориентируясь на специфические нужды иностранных гостей. Так, широкое распространение получила аттестация отелей по программе China Friendly, которую осуществляет туристическая ассоциация «Мир без границ». К программе присоединяются как независимые, так и крупные сетевые отели, например, в Москве это Azimut, Radisson Royal («Украина»), «Метрополь», «Националь», гостиничная компания Intourist и другие. В первую очередь дружественные Китаю отели переводят на китайский язык все источники информации о себе и своих услугах: сайт, меню, все указатели и таблички в отеле. «Это дает дополнительное преимущество, так как китайский турист очень специфичный», – замечает операционный директор Sheraton Moscow Sheremetyevo Airport Hotel Евгений Осипов.

Минус китайских туристических групп – низкая платежеспособность. Они ориентированы на недорогой отдых, но рассчитывают при этом на качественное обслуживание. Для городских отелей, ориентированных на деловую публику, азиатские гости могут стать хорошим подспорьем во время спада активности целевой аудитории. «Так как мы MICE-отель, то основная загрузка традиционно у нас приходится на понедельник–четверг. Чтобы загрузить выходные, отдел продаж придумывает различные спецпредложения, ориентированные в том числе на китайских туристов, – рассказывает Евгений Осипов. – Мы стараемся подстроится под невысокий бюджет китайских групп, например даем усеченный ассортимент завтраков». По его словам, в период спада деловой активности работа с китайским туристом интересна для отеля с точки зрения дополнительного заработка.

Еще одно специфическое направление, о развитии которого в конце прошлого года заявили представители Ростуризма, – Halal Friendly. Отель может стать ближе к мусульманскому гостю, пройдя халяль-сертификацию своих услуг и меню, он должен будет организовать специализированные номера и обзавестись молельной комнатой.

Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting:

– Самые значимые расходы для отеля – это персонал, поэтому наибольшего внимания сегодня заслуживает labour-management – управление сотрудниками в соответствии с загрузкой и потребностями гостиницы. Например, нужно обеспечить на ресепшене такое количество сотрудников, которое требуется на момент заселения и массового выезда гостей, и не думать о том, как бы сотрудники не простаивали в остальное время, просто использовать их, когда они нужны, и платить только за это время. Отельеры сейчас буквально вынуждены заниматься оптимизацией и контролем расходов на персонал. Бизнес, в котором эти расходы составляют 50% оборота, обречен на провал. В текущей ситуации, когда невозможно увеличить стоимость продажи услуг, это очень актуальный вопрос.

Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, управляющий партнер компании «Альянс отель менеджмент»:

– Узкое горло внутреннего туризма – транспорт. Поездка выходного дня – обычно спонтанное решение, но, когда вы хотите купить билет на ближайшие даты, вы видите, что цены на них в четыре раза выше адекватного уровня. Я нередко привожу пример: был период, когда я несколько раз подряд по работе летал в Мадрид, а кто-то из коллег в то же время летел в Иркутск. Так вот, цена билета туда и обратно до Мадрида составляла 12–14 тыс. руб., а до Иркутска – 21–45 тыс. руб. Или сравните цены на авиабилеты в Крым в течение прошлого сезона и в течение нынешнего. Можно наблюдать двукратный рост цены, который становится для многих сдерживающим фактором. Как при этом развивать внутренний туризм?

Дешево и сердито

Предметом бурного обсуждения в СМИ в этом году стал сегмент хостелов, после того как 13 мая в первом чтении был принят законопроект о запрете на организацию малых средств размещения в жилых домах. После этого ряд голосовавших предложили внести в закон изменения, учитывающие интересы не только собственников жилья, для которых соседство с хостелом оказывается нежелательным, но и предпринимателей. «От тотального запрета мы приходим к некой регламентации деятельности хостелов, и это, конечно, радует. Согласно поправкам, малые средства размещения смогут оставаться в жилых домах при определенных условиях, например: «разрешено при условии согласия общего собрания собственников помещений», или «разрешено при условии согласия смежных квартир», или «разрешено при условии прохождения государственной классификации», – объясняет член правления «Лиги хостелов», владелец хостела Wind Евгений Насонов. Накануне второго чтения в разных городах страны прошли митинги в поддержку мини-отелей и хостелов, расположенных в жилом фонде. В результате закон второе чтение не прошел.

Особенность хостельного бизнеса, если речь идет о размещении в жилом фонде, заключается в низкой планке входа, которая стартует от миллиона с небольшим рублей. По словам Елены Лысенковой, планируемые изменения увеличат планку входа в этот бизнес, что заставит часть объектов закрыться, но при этом безопасность такого бизнеса возрастет.

Основной рост на рынке малых средств размещения, к которым, кроме хостелов и домашних мини-отелей, относятся и сдаваемые посуточно квартиры, по мнению Евгения Насонова, пришелся на 2011–2012 гг., сейчас же идет тенденция роста качественных объектов. Взрывной рост сегмента в Москве и Санкт-Петербурге закончен, но в регионах со сформированным туристическим предложением он продолжается. «Люди ездят кататься на лыжах на Кавказ и в Хибины, поэтому там увеличивается число малых средств размещения. Растет интерес к паломническому туризму, поэтому наш сегмент развивается близ религиозных объектов. Набирает обороты экстремальный туризм, поэтому предложение малых средств размещения растет в таких регионах, как Карелия, Алтай, Башкирия», – рассказывает Евгений Насонов. Тем не менее за последний год рынок малых средств размещения, по его словам, потерял в цене. «Когда я начинал в 2013 г., минимальная цена за койко-место составляла 650 руб. Иногда мы могли сделать скидку до 500 руб. Это важный момент, потому что в хостелах, если ты опускаешь цену ниже определенного уровня, к тебе начинают идти люди, которых ты видеть бы не хотел. И тогда, в 2013 г., за цену ниже 500 руб. шли совсем уж страшные клиенты. Сейчас ситуация другая, минимальная цена – 380–400 руб. Казалось бы, разница всего 100 руб., но по факту это 20%».

Хостелы, выставляющие более высокие цены за место, как правило, рассчитаны на небольшое количество гостей – до 20, а также привлекают значительные инвестиции, которые вкладывают в дизайн и концептуальное наполнение проекта.

Виртуальная реальность

Главными каналами коммуникации с гостями для отелей сегодня стали онлайн-ритейлеры, в особенности крупнейший из них – Booking.com, а также популярный сегодня сервис отзывов TripAdvisor. Эти ресурсы в значительной мере влияют на продажи и заполняемость отелей, в первую очередь это касается независимых объектов, тогда как крупные сети отелей, в том числе международные, ориентированы также на собственные системы бронирования. «Онлайн-продажи могут давать порядка 70% оборота малобюджетных гостиниц и хостелов. Этот показатель растет и для гостиниц других форматов и, скорее всего, будет достигать 50–60%», – рассказывает Елена Лысенкова.

Что касается независимых региональных отелей, то приверженность электронным каналам продвижения и продаж связана также с попыткой сэкономить на маркетинге: данная статья расходов в бюджете отеля традиционно одной из первых попадает под сокращение. «Задача максимум – это заявить о себе в соцсетях. При этом человеком, который отсматривает отзывы, становится обычно сам владелец», – рассказывает Александр Ходунов. Сотрудничество объектов размещения с онлайн-ритейлерами, с одной стороны, дает хорошую рекламу и генерирует поток гостей, с другой – съедает ощутимую часть прибыли отеля, ведь, к примеру, комиссия Booking.com составляет 20%.

Электронные ресурсы влияют прежде всего на индивидуальных путешественников, для корпоративного туризма более эффективными в настоящий момент остаются традиционные каналы продаж. «В Москве, для которой деловой сегмент по-прежнему остается основным, нужно развивать активные продажи: анализировать окружающую бизнес-среду, звонить, назначать встречи, приглашать людей в отель для ознакомления, – уверен Константин Артемьев. – Точно так же должен быть организован процесс взаимодействия с туристическими компаниями, если отель рассчитывает привлекать туристические группы».

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)