https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Европейские лидеры-2002

Европейские лидеры-2002

В 2002 г. 100 ведущих европейских пищевых операторов достигли отметки общих доходов в 57,8 млрд евро, что составляет 20% всего пищевого рынка этого региона. Рейтинги показывают преобладание на рынке секторов фаст-фуда и кейтеринга. По данным исследовательской компании Horizons FS Limited (Лондон, Великобритания), средний рост продаж за 12 месяцев составляет 5,3%. Данные проведенного компанией исследования европейского ресторанного рынка для «МД. Ресторана» прокомментировал ее аналитик Питер Бэкмен.

Невооруженным глазом видно, что крупные операторы снова пытаются усилить влияние на европейский пищевой рынок: в 2002 г. 100 ведущих компаний достигли общего роста прибыли 5,3%, общий же объем рынка вырос примерно на 2%. Обзор ситуации на рынке четко показывает, чем именно выделились крупнейшие операторы. Этот год – показательный, причем характерно, что список лидеров пополнила российская компания. Это, разумеется, знак неплохого потенциала развития.


Сотня крупнейших операторов в 2002 г. достигла продаж в 57,8 млрд евро; только на ведущую десятку приходится 62% от всего дохода рынка. Top-10 остается неизменным с 2001 г., правда, компании «перемещаются» внутри самой десятки. McDonald’s, Compass и Sodexo занимают соответственно 1, 2 и 3 позиции. Три основные компании еще более укрепили свое лидерство на рынке, достигнув относительного роста в 8,3%. Six Continents покинула Top-10, освободившееся место заняла Mitchells & Butlers.


Рост доходов ресторанов быстрого обслуживания в 2002 г. – до 19,6 млрд евро – несколько ниже общерыночных показателей. Это привело к снижению цен на акции до 33,8%. Доходы кейтеринговых компаний выросли почти на 10%. Продажи у этой категории игроков составили 19,5 млрд. Рестораны быстрого обслуживания и кейтеринговые компании принесли 2/3 оборота в ведущей сотне, а это только 44 компании из 100.


Компании, базирующиеся в США, были первыми в списке с общим оборотом в 16,1 млрд евро. «Смена гражданства» Burger King, т.е. его переход из британской (пока им владела компания Diageo) в американскую компанию, стала основной причиной того, что США «отобрали» у Великобритании первое место в рейтинге. Расположенные в Великобритании 24 компании с общими продажами 16 млрд составили 27,6% от продаж Top-100. Французские компании вышли на 3-е место по оборотам, их продажи – 12,1 млрд евро, а стоимость акций выросла на 21%.
США, Великобритания и Франция вместе занимают 76,5% рынка. Это небольшой, но рост (в прошлом году эта цифра составила 75,5%).


Как будет развиваться европейский рынок в ближайшие годы?

Сравнение с американским рынком дает картину вполне утешительную. Например, исследования ведущих американских ресторанных экспертов (информация публикуется с разрешения Nation’s Restaurant News) показывают, что операторы ресторанов быстрого обслуживания держат 61% рынка и являются лидирующим сегментом уже в течение долгого времени. Тем не менее в Европе операторы фаст-фуда делят высокие позиции с кейтеринговыми компаниями так, что каждый получает по 34%. Американцы построили свой рынок на эффективном потребленческом маркетинге, а европейские операторы выросли за счет широкого общения с другими крупными компаниями.
Для американских топ-операторов фаст-фуда характерны продажи по $522 на жителя страны в год, в Западной Европе – только 149 евро. В кейтеринге два континента идут вровень – $62 в США и 50 евро в Западной Европе (в этой статье мы не переводим евро в доллары и наоборот, потому что в 2002 г., когда выводились цифры этого исследования, курс доллара к евро был 1:1). Из этого следует вывод: фаст-фуд и его «родственники» в ресторанном секторе располагают в Европе огромным рыночным потенциалом.


Готовы ли сами операторы к такой задаче?

Ответ – также в Top-100 европейских компаний.
Помещая каждую из них в сектор, соответствующий наиболее важной в ее структуре деятельности (хотя компании, разумеется, могут работать в разных секторах), мы увидим, что средний оборот операторов фаст-фуда составляет 850 млн евро. В секторе кейтеринга зарегистрирован 21 оператор со средним оборотом 930 млн евро, что выделило 23 оператора фаст-фуда в отдельную категорию. В конце списка располагается пара операторов, работающих в парках развлечений, чьи продажи составили 170 млн евро. Примечательно, что цифра $2,306 млрд – общие продажи американских операторов – в четыре раза превзошла европейские. Почему?
Один из вариантов ответа такой: в США фаст-фуд настолько популярен, что поддерживает высокую пропускную способность в заведениях по сравнению с секторами с низкой пропускной способностью, такими, как европейские отели.


Другой вариант ответа – в объеме бизнеса, который американские операторы могут вести в силу своей экономической модели. Работа в пределах одной страны позволила американским компаниям достигать таких результатов, которые все еще недоступны европейским операторам, несмотря на заметное продвижение в создании единого европейского рынка. Предполагается, что с ростом интеграции в Европе возрастут и возможности для увеличения оборотов бизнеса. Но даже в этом случае существующие культурные различия будут мешать европейским компаниям построить экономическую модель, подобную американской.
Различие упомянутых подходов к бизнесу наглядно демонстрирует расположение сотни лидеров на географической карте («родина» оператора – это страна, где зарегистрирована головная компания, причем необязательно, чтобы основной бизнес располагался именно в этой стране). Больше всего ведущих компаний (24) расположено в Великобритании, 16 компаний со средним оборотом в 758 млн евро (что на 14% больше, чем средняя английская компания) – французские.


Разницу в цифрах дают крупные французские пищевые компании и множество небольших британских операторов, занимающихся пабами, отелями и ресторанами. Тем не менее компании из двух этих стран выглядят карликами по сравнению с общим размером долларовых американских операторов фаст-фуда, работающих в Европе.
Из этого следуют несколько выводов. Например, совершенно неважна разница между методами работы операторов из разных европейских стран; небольшой обзор немецких компаний в цифрах и в общем обороте, возможно, будет даже интереснее. Второй вывод – готовность американских компаний экспортировать концепции быстрого обслуживания в Европу. Европейские же компании, кроме занимающих сильные позиции на американском рынке, в этом еще не очень заинтересованы, несмотря на то, что американские компании обращают самое пристальное внимание на происходящее в Европе – очевидно, для того, чтобы вдохновиться новыми идеями.


Другая постоянная причина различий между странами – это разные темпы роста их оборотов. Исключая страны с одиночным или небольшим представительством компаний в списке, наивысший рост показали испанские компании – +9,6% за 2002 г. Следом идут британские (+7,3%) и французские (+6,9%) компании. Немецкие и швейцарские фирмы демонстрируют, наоборот, некоторое общее падение – 3–4% – всего на второй год пребывания в списке лидеров.
В общем, европейские пищевые операторы развивались в 2002 г. быстрее, чем рынок в среднем. Несмотря на то, что некоторые компании выросли за счет слияния, другие, несомненно, исключительно из-за правильного развития.
По-прежнему лидируют компании из США и Великобритании. Вместе с Францией они дают более 3/4 продаж в Top-100.
Лидируют в списке компании, работающие в наиболее популярных секторах, особенно это касается фаст-фуда и классических ресторанов, держащих 45% рынка. Но кейтеринг также держит внушительные 34%.


Есть ли у Европы потенциал вырасти настолько, чтобы соперничать в списке лидеров с США?

Скорее всего, европейский ресторанный рынок вряд ли достигнет величины, сравнимой с американской; но если бы это было достижимо, продажи компаний, вошедших в Top-100, составили бы 400 млрд евро. Для достижения этой цели предстоит много работы в сферах маркетинга, общего развития, а также по преодолению бизнесом границ между странами. Но если вышеприведенная цифра общих продаж будет достигнута, то европейская ресторанная индустрия будет иметь потенциальное рыночное преимущество в семь раз больше, чем сейчас.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43