https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Галерея в ресторане: культуру в массы

Галерея в ресторане: культуру в массы

Каждый месяц к ресторанам, обустраивающим на своих площадях выставки-продажи предметов искусства или галереи, добавляются все новые. Выставляется все: от фотографии и графики до скульптуры и мебели. Как признают сами рестораторы, продавать удается мало, но цель – сделать ресторанную галерею прибыльной – изначально и не ставится. Плюсы от галерей совершенно другие.

Интерьер


Большинству ресторанов галереи нужны для оформления или обновления интерьера. «Картины помогают создавать в заведении разное настроение», – убеждена менеджер по рекламе и маркетингу компании RPcom («Ле Гато», «Белуга», Goodman, «Шафран», «Колбасофф») Наталья Гребенщикова. Первая выставка в «Ле Гато» на Тверской улице появилась 2,5 месяца назад. Сегодня там экспонируются работы современного французского художника Бруно Нивера. «Яркие и красочные работы желтого, красного и зеленого цветов создают в «Ле Гато» атмосферу лета
и праздника», – считает Гребенщикова.
В другом проекте компании – рыбном ресторане «Белуга» – можно купить гравюры с изображением парусников и регат.
Однако лучше всего эксперименты с картинами в интерьере удаются ресторанам, где основа оформления – белые стены. В кафе «Ске:ч», где стены задрапированы белой тканью и расставлена белая мебель, черно-белые фотографии – главный акцент интерьера. Идея развесить фотографии принадлежит генеральному директору Алексею Фомичеву: ему нравились, например, «фоторезультаты» заграничных поездок его друзей. Смена экспозиции планируется каждые полтора месяца.


На белых стенах размещает свои выставки и клуб-ресторан «Запасник» в помещении, когда-то принадлежавшем Союзу художников. «Каждая выставка полностью меняет характер интерьера», – считает арт-директор «Запасника» Дмитрий Кудинов. В заведении демонстрируется искусство разных жанров: фотография, графика, живопись, шелкография; планируются даже работы из бисера. В «Запаснике» есть также красный зал, бар и танцпол, там тоже висят картины, но они не продаются, а являются частью интерьера. Рекламируются выставки только на сайте ресторана-клуба в Интернете: «Мы не считаем нужным продвигать выставки как таковые. И так достаточно людей, которые приходят только посмотреть». Основные посетители «Запасника» – журналисты, артисты, музыканты, художники, другие представители богемы, а также бизнесмены.
Партнерство с художниками помогает экономить на оформлении помещения. По подсчетам генерального директора кафе «Арт-чайхона» Анны Фадиной, именно так ее заведение сэкономило минимум $5 тыс. «Это существенная сумма, когда все, что есть, вкладываешь в открытие ресторана», – утверждает она. Сейчас «Арт-чайхона» сотрудничает с галереей «ДомАрт»: дизайнер галереи периодически частично обновляет экспозицию картин в кафе. Само заведение представляет собой кафе с узбекской кухней и узбекским же интерьером.

Поддержание интереса, реклама


«Фотографии – еще хорошая тема для разговора людей, уже пришедших в заведение. Они обсуждают их, потом рассказывают друзьям, что в «Ске:че» появилось что-то новенькое, – сказал Алексей Фомичев. – Это еще одна причина провести время именно в нашем заведении, и такое «сарафанное радио» нам на руку». С ним согласна и Наталья Гребенщикова: «Картины активно обсуждаются, а это означает дополнительное время, которое гости проведут в ресторане».
Представители всех заведений, устраивающих выставки, утверждают, что очередная экспозиция создает дополнительную рекламу и поддерживает интерес у гостей. В этом убежден, например, Андрей Василенко, генеральный директор кафе «Галерея» (один из последних проектов Аркадия Новикова общей площадью 300 кв. м, основные посетители – представители бомонда и богемы). «Когда проходила портретная выставка «Целевая аудитория», многие, кто был на этих фотографиях, специально приходили с друзьями, а это расширение круга лояльных клиентов», – пояснил он.


Выставки «Галереи» анонсируются в СМИ: журналах «Афиша», «Мезонин», «Меню удовольствий», различных архитектурных журналах, газете «Коммерсантъ» и др. Все это нерекламные материалы, журналы и газеты сами изъявляют желание осветить предстоящие события. Дополнительно делаются вкладки в меню в самом кафе, чтобы привлечь внимание гостей к выставке. Экспонаты выставок в «Галерее» не продаются.
Таким образом выставочные проекты пополняют число постоянных гостей заведения. «Вернисажи – это широкомасштабные мероприятия, которые привлекают к себе внимание большого количества людей. Мы собираем по 200–300 человек, – сказал Андрей Миличников, совладелец кафе «Сад». – Это наши постоянные гости, друзья, друзья друзей, друзья художников, которые становятся и нашими друзьями». Он также признает, что после вернисажа, когда работы продолжают украшать стены ресторана, ими практически не интересуются. А для того, чтобы люди узнали о намечающемся событии, им рассылаются приглашения (в основном это закрытые мероприятия). Дополнительно в «Саду» никак не рекламируют мероприятие. «Мы хотим видеть наш круг людей, а именно – молодых, образованных, продвинутых, без материальных проблем людей», – сказал Миличников.


Важно, чтобы гости, приходя в заведение, поняли, что перед ними не обычная деталь интерьера в виде картин, а выставка. «Интерес к работам более высокий, пока у входа есть флаеры. Как только они заканчиваются – интерес ослабевает, видимо, посетители уже не обращают внимания на проходящую выставку», – заявила Наталья Гребенщикова.

Существует также вариант, когда открывается не галерея при ресторане, а ресторан создается при галерее. Так, ресторан «Галерея художника» работает при Галерее искусств Зураба Церетели.
Арт-кафе Mar’s открылось полгода назад при одноименной художественной галерее. «Еще 15 лет назад мы хотели сделать при галерее кафе, – утверждает Наталья Косолапова, член правления и генеральный директор объединения «МАР’C». – Получилось это только сейчас, когда мы переехали в свое здание. Для нас кафе при галерее – это бизнес, еще один способ заработать, как и во всем мире».

Имидж, атмосфера


В книге Наоми Кляйн «No logo. Люди против брэндов» утверждается, что мировая культура – это мощное подспорье и материал для построения брэнда, создания образа, имиджа марки. Галереи в ресторанах являются примером такого использования современных культурных процессов для обогащения имиджа и продвижения ресторанного брэнда.
«Не только картины и фотографии есть часть имиджа «Запасника», но и их создатели, которые являются нашими постоянными гостями и создают атмосферу места, ведь по большей части наши гости – это журналисты, артисты, художники, фотографы и другие представители творческой богемы, – убежден Дмитрий Кудинов. –
А такой имидж привлекает состоятельных людей, бизнесменов, которые и покупают работы».
«Выставка – это предлог, чтобы собраться и приятно провести время, – считает и Андрей Миличников. – А мы тем самым поддерживаем имидж культурного места». Кафе «Сад» состоит из двух небольших залов на 50 и 20 мест, плюс огороженная территория с настоящим садом, где тоже есть столики, в котором летом под деревьями также часто устраиваются различные мероприятия (вернисажи, презентации, шоу).


Для владелицы галереи тибетского интерьера во вьетнамском ресторане Shanti Севды Алиевой, с одной стороны, она является статьей дохода, так как это первое в Москве место, где продается настоящая тибетская мебель, а с другой – возможностью познакомить людей с философией буддизма (Севда – практикующая буддистка). В галерее также проводятся семинары, практические занятия, концерты, лекции. Алиева сама составила коллекцию и привезла ее из Тибета.
Иногда галерея в ресторане – это часть концепции. «То, что мы устраиваем выставки, – это часть имиджа, какая же галерея без выставок», – считает Андрей Василенко. Кафе «Галерея» сохранило название находящегося раньше в том же помещении клуба «Галерея» и обыгрывает его не только в интерьере (оформлено заведение в форме вытянутой галереи с колоннами), но и по сути названия.
«Запасник» – это действительно бывшее помещение запасника Союза художника. И первую экспозицию составили картины, которые не разобрали художники, когда помещение отдали в аренду клубу. Эта постоянная выставка уже пять лет существует в барной зоне.
Созданию же выставочного пространства в ресторане компании «Росинтер Ресторанс» Des Artistes способствовала любовь к искусству шеф-повара и совладельца заведения Дольфа Михеля. Он действительно разбирается в живописи, и в концепцию заведения продажа картин изначально была заложена как часть бизнеса.

Цены на картины обычно приводятся на вкладках в меню (Des Artistes, «Белуга»). Часто об этом можно узнать у официанта или менеджера. В «Ле Гато» к интересующимся подходит менеджер и рассказывает о художнике и ценах.
Только два ресторана расположили
ценники непосредственно под работами: «Ске:ч» и «Запасник». Причем в «Запаснике» ценник появляется на стене только при желании художника, в ином случае прайс-лист нужно также спрашивать у официанта. «Это не очень этично – вывешивать ценники в ресторане, мы же не магазин», – поясняет Дмитрий Кудинов.

Что почем


Практически во всех заведениях выставляются друзья и знакомые владельцев, либо люди, которые сами пришли и предложили свои услуги. Например, «Арт-чайхона», сотрудничает с галереей «ДомАрт» потому, что владелец галереи Ахмед Касимов – приятель владельцев кафе. «Зачем кого-то искать, если есть знакомые художники, а у них, в свою очередь, есть коллеги», – считает Андрей Миличников. Так же происходит и в «Запаснике», и в Des Artistes.
В «Ске:че» выставляются фотографии, сделанные друзьями Алексея Фомичева в разных странах. А в «Галерее» предпочитают вывешивать фотографии, предоставленные (или сделанные специально для кафе) различными журналами, сотрудничество с этими журналами не требует от кафе финансовых вложений. Весной этого года, например, проходила выставка фоторабот от журнала GQ.


Большинство ресторанов выставляет художников бесплатно. «Во-первых, у художников обычно просто нет денег, а во-вторых, наши отношения – это взаимопомощь: мы им стены, они нам зрелище, интерьер», – объясняет Андрей Миличников. В «Арт-чайхоне» и «Запаснике» 10% стоимости проданной работой взимается рестораном в виде комиссии.
В клубе-ресторане «Запасник» продаются 25–30% работ каждой выставки. 10%, которые берет себе заведение, предназначены для того, чтобы окупить расходы на организацию выставки. Фотографии предлагаются по цене $50–400, а стоимость картин доходит до $1 тыс. В «Запаснике» не берут дорогую живопись не из-за того, что она не продается, а потому что в здании нет условий для длительного хранения произведений (по договору с художниками организаторы гарантируют владельцам картин их сохранность и выплату полной стоимости в случае порчи).
Все рестораторы отмечают, что наибольшим спросом пользуются недорогие работы. По наблюдениям Андрея Миличникова, в «Саде» лучше всего продаются фотографии стоимостью около $150. Дорогую живопись (за $1 тыс.) не покупают.


В «Ске:че» стоимость фотографий колеблется от 1,5 до 2 тыс. руб. Алексей Фомичев утверждает, что спрос на них есть, но точные цифры привести затруднился. По его мнению, за месяц купили примерно три штуки.
В «Ле Гато» также не смогли назвать количество проданных работ. Наталья Гребенщикова объясняет это тем, что само кафе продажей не занимается, потенциального покупателя просто могут связать с автором картины.
В «Арт-чайхоне» не купили еще ни одного прозведения. Причина, по мнению Анны Фадиной, в их высокой стоимости – $1–5 тыс. Не помогали ни проспекты с информацией о картинах и о галерее на столах, ни обещанные официантам за продвижение 5% стоимости работ. Цены установила галерея «ДомАрт» и менять их не собирается. «Были случаи, когда хотели купить, но не устраивала цена. Люди не готовы в ресторане оставить столько денег за картину», – предположила Фадина.
Исключение составляет кафе Des Artistes, где, например, у художника Алексея Ганнушкина было выкуплено более 70% работ стоимостью $2–6 тыс. Сумма составила около $20 тыс., все деньги пошли художнику. Объясняется это, скорее всего, тем, что основные посетители Des Artistes – это очень состоятельные люди и иностранцы.
Основные статьи расходов при организации галереи – это оформление работ (рамы, печать фотографий, стекло), организация фуршета и печать приглашений и проспектов.
«Сад» на вернисаж затрачивает минимум $1 тыс. В эту сумму входят расходы


на фуршет (около $500), на печать и рассылку приглашений ($500–700). «Иногда и оформление работ приходится брать на себя, когда у художника нет денег, чтобы это сделать», – утверждает Миличников. Затраченные на организацию средства можно вернуть лишь в случае достаточно большого количества приглашенных на вернисаж, которые заказывают по меню.
В «Галерее» затраты на оформление фотографий и буклеты ложатся на плечи спонсоров. Обычно это алкогольные, табачные, автомобильные и другие компании, связанные с модной атрибутикой.
О них упоминается во вкладках в меню с фотографиями работ и буклетах, которые лежат в холле.
Обычно не устраивают никаких вернисажей в кафе «Ле Гато», и здесь за оформление своих работ отвечает сам художник. При необходимости кафе предоставляет рамы от фотографий, которые украшают заведение в то время, когда нет выставок. Кафе лишь тратит около $300 на печать флаеров.
По утверждению Дмитрия Кудинова, в «Запаснике» затраты на выставки минимальны. Оформление, за редким исключением, берут на себя художники, а фуршет, который состоит из вина и закусок, устраивается только для самого художника и его близких друзей, обычно на 20–25 гостей. Сумму Кудинов называть не стал, но сказал, что она незначительная.

Софья Ганнушкина

Выпуск журнала:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43