https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Новые горизонты Groupe Flo

Новые горизонты Groupe Flo

Примерно полтора года назад крупнейшая ресторанная компания Франции Groupe Flo выбралась из финансового кризиса, который вызвало приобретение сети Bistro Romain в июне 2000 г., а также эпидемия коровьего бешенства. Компания одновременно разрабатывает три концепции: традиционные пивные рестораны, сети Hippopotamus и Bistro Romain. Сейчас Flo собирает силы для мощного удара, чтобы усилить свое влияние за пределами Франции. Главную ставку компания делает на брэнд Hippopotamus (один ресторан уже два года работает в московской «Меге» на Теплом стане). В ближайшее время рестораны с бегемотом на фирменном знаке будут открываться один за другим в Китае и некоторых странах Ближнего Востока.

Реструктуризация Groupe Flo


Приобретение в июне 2000 г. сети Bistro Romain могло стать роковым для компании. Сделка, которая обошась в 110 млн евро, была полностью профинансирована с помощью заемного капитала. По результатам деятельности за 2001 г. компания понесла убытки на сумму 13,3 млн евро при торговом обороте 358 млн евро. В конце того же года на пост председателя совета директоров компании был назначен бывший финансовый директор Доминик Жиродье.
Вскоре было принято решение о реструктуризации деятельности компании, о сосредоточении сил на развитии тематических ресторанных концепций и ликвидации убыточных филиалов, проведении реструктуризации долгов и последующей капитализации. Чтобы привлечь дополнительные средства, основатель компании и бессменный президент Жан-Поль Буше принял решение продать внешним инвесторам части акций управляющей компании.
В ноябре 2002 г. компания заключила соглашение с инвестиционным фондом Butler Capital Partners, и уже в октябре 2003 г. реструктуризация долгов была полностью завершена, а собственный капитал удалось увеличить более чем на 30 млн евро благодаря продаже части акций компании. Кроме того, по итогам реструктуризации компания отказалась от некоторых видов деятельности, включая управление кейтеринговой сетью Flo Prestige. К концу 2003 г. убытки компании сократились до 10 млн евро. В прошлом году удалось добиться положительного сальдо, что позволило справиться со снижением рыночной стоимости акций, при этом чистая прибыль за первое полугодие стала рекордной для компании. «Качество гораздо важнее количества. Мы особенно остро ощутили правоту этого высказывания в 2000 г., когда приобрели сеть Bistro Romain На момент приобретения сеть насчитывала 62 точки, а сейчас она состоит только из 39 предприятий», – сказал Арно Фантапье.

Активизация деятельности компании в других странах была вызвана спадом на рынке общественного питания во Франции и, как следствие, ужесточением конкуренции. «Во Франции сейчас меньше возможностей для роста, чем в конце 90-х гг., поэтому мы больше инвестируем за пределами страны», – прокомментировал ситуацию Арно Фантапье, директор по международному развитию компании.
Наиболее перспективными рынками Groupe Flo считает ряд стран Ближнего Востока и Китай, потому что сегодня они развиваются наиболее динамично. Кроме того, руководство компании внимательно изучает рынки стран Восточной Европы, недавно вошедших в Европейский Союз, и прорабатывает идею внедрения на рынки юга Европы, прежде всего Италии. Создание совместного предприятия с Disney Group подтолкнуло руководство компании к поиску возможностей для освоения рынка США. Flo Groupe управляет несколькими точками во французском Диснейленде, которые расположены у главного входа, то есть в самом выгодном с точки зрения бизнеса месте. Фантапье считает, что можно открывать аналогичные рестораны и в американских парках отдыха, но обсуждать детали возможного проекта еще не время.
Groupe Flo сделала франчайзинг основной моделью работы на новых рынках в конце 90-х гг. Осваивая рынок Испании, компания постигала все премудрости франчайзинга, делая ошибки и извлекая из них уроки. «Мы хорошо усвоили, что нельзя пренебрегать даже незначительными деталями. Сегодня мы располагаем небольшой оперативной командой специалистов, состоящей из пяти человек, которые готовы без промедлений выдвинуться в любую точку мира для подготовительной работы. Если во Франции мы можем позволить себе скопировать шаблонный вариант одной из концепций компании, то на рынках других стран все приходится начинать с нуля», – объяснил Фантапье. Разумеется, с наиболее значительными проблемами Groupe Flo приходится сталкиваться в азиатских странах, ведь адаптировать европейскую концепцию и стиль работы под местные культурные традиции нелегко.
В июле прошлого года компания вступила в партнерские отношения с Shanghai Famas Food and Beverage Management, что позволило запустить Hippopotamus в экономически развитых восточных провинциях Китая. В планах – открытие порядка 20 точек к 2010 г. Сейчас у Groupe Flo три пивных ресторана в Китае, два из которых открыты по франчайзингу в Пекине, а еще один работает в Шанхае как совместное предприятие. «Управлять заведением в Шанхае непросто, – поделился Фантапье. – Думаю, в будущем мы будем чаще сотрудничать с отдельными крупными франчайзи. Китай – огромная территория, а менталитет населения в различных регионах отличается. Мы считаем, что в этой стране нужно работать с инвесторами, которые свободно ориентируются в конкретной культурной среде».


На Ближнем Востоке компания придерживается иной стратегии. Сейчас Flo ведет переговоры с двумя региональными инвестиционными фондами, чтобы в течение шести лет открыть по франчайзингу 10–15 ресторанов на Аравийском полуострове и в Египте. «Здесь мы можем продвигать одновременно три наши концепции. В отличие от Китая рынки здесь заметно меньше, для осуществления проекта хватит даже одного крупного партнера. Конечно, класть все яйца в одну корзину всегда опасно, но в этой ситуации мы считаем риск обоснованным», – считает Фантапье.
По его наблюдениям, при той геополитической обстановке на Ближнем Востоке, которая сложилась на сегодняшний день, именно европейские концепции развиваются наиболее интенсивно. «В отличие от американских предприятий общепита европейские ресторанные концепции, как правило, менее инертны, а их внутренние бизнес-процессы гораздо эластичнее, – заметил Фантапье. – Европейские игроки легче адаптируются к новым рыночным условиям и менталитету потребителей. К тому же мы рассматриваем франчайзинг как взаимно выгодный бизнес-проект. Надо сказать, что наши партнеры это ценят». Такой подход к сотрудничеству нашел отражение и в меню филиалов Hippopotamus, в котором в дополнение к фирменным блюдам на гриле введен раздел, получивший название Saveurs du monde (вкусы мира), куда вошли позиции, появившиеся благодаря деятельности компании в разных уголках мира.
Этот принцип соблюдается и в других концепциях Flo. «У каждого из наших пивных ресторанов своя история. Мы не тиражируем их, а стремимся создать уникальную атмосферу. Все исходящие от франчайзи предложения изучаются нашими архитекторами, но во многом результат зависит от наших партнеров», – пояснил Фантапье.
В отношении гастрономии Flo навязывает свои условия франчайзи только при составлении стартового варианта меню. «В деятельности компании нет ничего, что нельзя было бы скорректировать с учетом конкретных условий работы, разумеется, кроме качества» – сказал Фантапье. Например, мясо, которое подают к столу в Hippopotamus в мусульманских странах, отвечает всем религиозным требованиям.

Профиль компании


• Портфель Groupe Flo состоит из трех ресторанных концепций:
– пивные рестораны;
– рестораны-гриль Hippopotamus (сегмент casual dining), расположенные как в центральных районах городов, так и на периферии;
– Bistro Romain – городские рестораны, специализирующиеся на блюдах итальянской и средиземноморской кухни.
• Пивной ресторан La Coupole – лучший ресторан французской кухни в портфеле компании с годовым оборотом 14 млн евро.
• По итогам 2003 г. торговый оборот Flo составил 287 млн евро (при этом не учитывались зарубежные активы компании). Для сравнения: в 2002 г. торговый оборот компании составил 297,5 млн евро. Спад объясняется снижением активности в туристическом секторе экономики Парижа (здесь расположена большая часть ресторанов компании), вызванный началом войны в Ираке. За первое полугодие 2004 г. прирост выручки от продажи услуг на внутреннем рынке составил более 10%.
• Персонал: во Франции – 5 тыс. человек.
• Средний чек: в ресторанах Hippopotamus и Bistro Romain –20 евро (включая напитки), в пивных ресторанах – 40 евро.
• Филиалы
– Пивные рестораны:
Франция: 17 заведений (находятся в собственном управлении);
Китай: два в Пекине и один в Шанхае;
Испания: один ресторан (находится в собственном управлении).
– Hippopotamus:
Франция: 56 ресторанов в собственном управлении, 25 франчайзинговых ресторанов, 11 из которых расположены в Турции, Марокко, на Кипре (2), в Ливане, России, Португалии, Корее (3), Алжире.
– Bistro Romain:
39 ресторанов в собственном управлении (на момент приобретения в июне 2000 г. сеть насчитывала 62 филиала). В прошлом году была запущена франчайзинговая программа, которая предполагает ежегодное открытие двух новых точек.

Конрад Фрилинг (Франция)

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43