Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Еда в стакане

С Запада на российский ресторанный рынок надвигается новая волна, на гребне которой питательный и полезный для здоровья продукт из ягод, фруктов или овощей. Носит он довольно забавное для нашего слуха имя – смузис. Смузис (в иных вариантах – смутис, смусис, от английского smoothies) – это густой напиток из взбитых со льдом ягод, фруктов или овощей. В состав смузисов могут также входить йогурт, мороженое, сок, шербет, молоко, орехи, мед, пряности. В Юго-Восточной Азии также используют содовую воду и чай. Ингредиенты смешиваются в блендере до состояния однородной густой массы, и получается напиток, который вкусен, полезен для здоровья, а по питательности может вполне заменить завтрак или ланч.

Олимпийская история


«Эти коктейли – абсолютно натуральный продукт, который составляет достойную конкуренцию свежеотжатым сокам, причем ассортимент смузисов гораздо шире, чем соков», – утверждает Ольга Смирнова, руководитель отдела маркетинга компании «Атардо-тропик», занимающейся поставкой на российский рынок замороженной мякоти тропических фруктов.
Первые смузисы были разработаны к Олимпиаде, которая проходила в 1984 г. в Лос-Анджелесе. «Планировался большой наплыв туристов, поклонников спорта и спортсменов. Необходимо было изобрести что-то новое, тематическое и оригинальное, чтобы удовлетворить спрос гостей, – рассказала маркетинг-менеджер американской концепции «Росинтер Ресторантс Холдинг» Ирина Зайцева. – Этим изобретением стали смузисы». Как она заверила, первые такие коктейли стали подавать в сети TGI Friday’s, где они присутствуют в меню до сих пор. Названия сохранили спортивную тематику, напоминая посетителям об олимпийских достижениях: «Золотой медалист», «Черничный триатлон», «Летний велосипедист», «Отличная десятка», «Тропический бегун».
За 20 лет изготовление смузисов на Западе превратилось в индустрию, которая продолжает стремительно развиваться. В США среди производителей этих напитков лидируют такие компании, как Orange Julius, Jamba Juice, Smoothie King. По данным калифорнийской ассоциации соков и смузисов Chino Hills, в США работают более 3 тыс. 400 баров, продающих соки и смузисы, и их число растет с каждым днем. Оборот отрасли с 2000 по 2003 г. вырос с $919 млн до $1,6 млрд. Смузисы заинтересовали и такую крупную компанию, как PepsiCo. В феврале этого года, как сообщила британская газета The Guardian, PepsiCo заключила договор с английской компанией Pete and Johnny (PJ), занимающейся выпуском смузисов с 1994 г. Сумма, за которую компания PepsiCo приобрела все права на британский брэнд, не разглашается. Однако известно, что на продвижение своей марки с 1998 по 2004 г. компания PJ потратила около 4 млн фунтов стерлингов. Как заявили представители PepsiCo, структура PJ останется неизменной, а ее продукция станет дополнением популярной линейки соковых брэндов PepsiCo: Tropicana и Copella.
Как показал западный опыт, смузисы наиболее удачно вписываются в меню кофеен, где относительно несложный в приготовлении напиток прекрасно заменит бизнес-ланч. Также витаминные низкоколорийные, но при этом сытные коктейли пользуются популярностью в заведениях сегмента фаст-фуд как альтернатива холестериновым сэндвичам.

Смузисы на русский манер


В России смузис-индустрия пока не развита, что не удивительно, поскольку российский потребитель почти не знаком с этим продуктом. Как считает генеральный директор концепции «МАНЧИЗ сэндвич & смузис» Екатерина Баранова, российские рестораторы, даже имея в меню подобные коктейли, не стремятся их активно продвигать как отдельное направление. Обычно в московских заведениях напитки, которые можно отнести к этой категории, представлены в разделе фруктовых безакогольных коктейлей под оригинальными названиями ресторанов. К примеру, в Vogue cafe посетители могут заказать коктейль «Ананас с щавелем», а в «Галерее» гостям предлагают напиток «Клубничная Simona». В Fushi-bar представлены более 40 фруктовых и овощных коктейлей с различными добавками, здесь предпочитают называть такие напитки соками. В сети «Кофе Хауз» гостям предлагают 14 различных миксов из свежевыжатых соков и мякоти фруктов.
Позиция «смузисы» есть в меню сети TGI Friday’s, кафе Roset. Сделать ставку именно на эти напитки решили и в концепции «МАНЧИЗ сэндвич & смузис», которая занимается доставкой еды в офисы, а также является первым промышленным производителем смузисов. «Сейчас люди все больше интересуются здоровым питанием, особенно эта тенденция заметна среди среднего класса и деловых кругов, – считает брэнд-шеф «МАНЧИЗ сэндвич & смузис» Ярослав Урвачев. – Люди уже привыкли к свежевыжатым сокам, которые активно используются в приготовлении смузисов. Так что мы предложили нечто новое, но в рамках уже сложившихся вкусов».
Там, где смузисы присутствуют в меню как спецпредложение в линейке безалкогольных коктейлей, спрос на них весьма высок. К примеру, в TGI Friday’s, как заверила Ирина Зайцева, они занимают 28% продаж всех напитков. «Гости, которые однажды попробовали смузисы, постоянно заказывают их при каждом последующем визите в наши рестораны», – утверждает она.


Как считает бар-менеджер «Галереи» Сергей Кузнецов, перспективы у смузисов на российском ресторанном рынке самые радужные. «Все больше людей выбирает для себя здоровое питание, а эти напитки четко вписываются в эту тему». Моду на здоровое питание и, соответственно, повышенный спрос на полезные продукты отмечают все рестораторы. Как рассказал бар-менеджер Vogue cafe Александр Рощин, бывают даже анекдотичные ситуации. «Два года назад был случай, когда посетитель попросил приготовить «Мохито» без рома, чтобы напиток был таким же вкусным, но без спиртного, – поделился он. – Безалкогольная коктейльная карта требует постоянного обновления. И хотя утверждается, что все уже давно придумано, приходится исхитряться и изобретать что-то новое».
Смузисы в этом отношении выглядят очень перспективно, поскольку подразумевают неисчислимое количество вариаций. Ставку на креативные коктейльные решения сделали в Roset. «Составляя коктейльное меню, мне хотелось отойти от общепринятой классики, предложить что-нибудь новое и необычное», – рассказал бартендер Roset Денис Егоркин. Сейчас в кафе представлена линия коктейлей на основе живых цветов и четыре вида смузисов, пользующихся постоянным спросом. Несколько раз в сезон смузисы будут меняться: на смену летним ягодным коктейлям придут осенние напитки с арбузом, дыней, инжиром, сливой. В рецепты зимних смузисов в Roset будут добавлены «живые» витамины – петрушка, базилик, имбирь, сельдерей. «Смузисы не являются продуктом одного сезона, – заверила Ольга Смирнова. – Летом посетителей будут привлекать освежающие и утоляющие жажду коктейли, а зимой другие разновидности смузисов восполнят дефицит витаминов».

Вычленяем витамины


Для приготовления смузисов могут использоваться как свежие ягоды и фрукты, так и замороженные. Это позволяет готовить их круглый год без сезонных скачков затрат на ингредиенты. По опыту «МАНЧИЗ сэндвич & смузис», наибольшей популярностью пользуются смузисы из черники, малины, клубники. Напитки с морковным соком, томатами, сельдерем и имбирем заказывают крайне редко: они на любителей.
В зависимости от состава смузисы могут быть как низкокалорийными, так и питательными. В первом случае такие коктейли могут стать основой диеты для снижения веса, во втором – заменить полноценный прием пищи. «Принято считать, что преимущественно женщины соблюдают диету, а мужчины же всегда предпочтут фруктовому салату кусок мяса. Но мы убедились, что смузисы нравятся всем, – поделилась Екатерина Баранова. – К тому же этот напиток довольно сытный. Одна пол-литровая бутылочка может вполне заменить завтрак или ланч». В Vogue cafe посетителям предлагают «тяжелый» вариант смузиса – «Синьор Помидор» на основе томатного сока, сметаны, специй и трав. «Это скорее еда, нежели напиток, – прокомментировал Александр Рощин. – По питательности он может заменить легкий обед». В Fushi-bar есть специальные позиции под названиями «Завтрак» (яблоко, био-йогурт, мед мануки, мюсли плюс витаминная добавка) и «Люксовый обед» (яблоко, био-йогурт, манго, маракуйя, ананас и клубника).


Помимо прочих достоинств, как считает Ярослав Урвачев, смузисы – очень удобная форма потребления витаминов. «Попробуйте съесть за раз полкило фруктов или овощей. Это достаточно сложно, – считает он. – А здесь можно между делом потягивать коктейль через соломинку и осознавать, что это не только приятно, но и полезно». В состав смузисов могут входить не только «живые» витамины – ягоды и фрукты. На Западе популярны коктейли с различными добавками – соевым белком, кальцием, поливитаминами и минералами. Но даже без всяких дополнительных ингредиентов самый обычный смузис на основе цитрусовых может восполнить пяти-шестидневную норму витамина С. В Fushi-bar к каждому коктейлю рекомендуются специальные добавки из травяных настоев. Как заверил PR-менеджер компании «Гардероб» Андрей Колесников, рецептура этих добавок позволяет превратить обычный коктейль в лечебное средство для профилактики многих заболеваний. Как отдельное предложение в Fushi-bar есть сок из ростков пшеницы, который по пользе для организма эквивалентен потреблению 1,5 кг свежих зеленых овощей. Всего 30 мл этого напитка снижает кровяное давление, улучшает сопротивляемость организма канцерогенам, содержит много витаминов, антиоксидантов и более 90 минералов.

Тайны технологии


Для приготовления смузисов требуется минимум оборудования: соковыжималка, льдогенератор и профессиональный блендер. Пожалуй, главная сложность, с которой могут столкнуться российские рестораторы, пожелавшие ввести смузисы в меню своего заведения, – недостаток информации по рецептуре. И в Roset, и в «Галерее», и в концепции «МАНЧИЗ сэндвич & смузис» рецептуру смузисов вычисляли опытным путем. В доступных кулинарных книгах корректно выдается лишь общая информация. Для столь прибыльной индустрии было бы непозволительным расточительством предоставлять всеобщему вниманию все производственные тайны. «Конечно, мы изучили немало литературы, – поделилась Екатерина Баранова. – Но самое главное поняли с помощью собственных опытов. Смузисы – это не просто взбитое в блендере ассорти из фруктов, четкая рецептура при их приготовлении просто необходима. Если ее не соблюдать, коктейль будет расслаиваться, темнеть, менять вкус».
Технология приготовления смузисов на профессиональном уровне имеет массу нюансов. Ингредиенты должны быть тщательно подобраны друг к другу и присутствовать в четких пропорциях. Для каждой ягоды своя скорость и время взбивания. К примеру, киви следует добавлять в последнюю очередь и взбивать на меньших оборотах. Иначе косточки измельчаются, что плохо влияет на вкус. «С каких-то фруктов нужно счищать шкурку, с каких-то необязательно. У яблока используется не мякоть, а только сок, – рассказал Ярослав Урвачев. – Плодовые соки вообще очень капризный продукт, потому что достаточно быстро окисляются и теряют цвет. Соответственно, их нельзя использовать в желтых смузисах».

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)