Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Искусство и еда

Мурад Мазуз, алжирец французского происхождения, не боится выходить на ресторанный рынок с необычными концепциями. Он автор двух наиболее успешных европейских ресторанов североафриканской кухни (Momo в Лондоне и «404» в Париже). Новый лондонский проект ресторатора – Sketch – это уникальное сочетание современного искусства и авторского дизайна-«хамелеона» в комплексе баров, ресторанов и кондитерской.

Практически в каждом уголке этого многоэтажного комплекса, который открылся в декабре 2002 г. и стоил более 10 млн фунтов, посетителей ожидает нечто неожиданное.
Характерная черта проекта – сочетание искусства с едой, питьем и привычными развлечениями. В сотрудничестве с несколькими модными дизайнерами и художниками Европы Мазузу удалось «пропитать» искусством практически все площади Sketch – от сюрреалистической мебели и кинетических скульптур у входа до научно-фантастической странности индивидуальных туалетов-яиц на 2-м этаже.
Центр комплекса – «Галерея», квадратный зал с пятью стеклянными сводами и аудиовизуальным оформлением, которое меняется в течение дня так, чтобы максимально использовать пространство. В дневное время в «Галерее» проводятся выставки фотографических и художественных изображений, обновляемые каждые шесть недель.
Изображения проецируются 12-ю связанными между собой аппаратами на большие экраны в верхних частях стен. Это бесплатное шоу заканчивается в 17.00, после чего расставляется мебель и на весь вечер помещение превращается в ресторан и бар. Видеопроекторы продолжают работать, но в гораздо более мягком и ненавязчивом стиле «движущихся обоев». Посетителей обслуживают официанты с использованием специальных столиков на колесиках для закусок, десертов, а также основных блюд, подаваемых порционно.
Ближе к ночи «Галерея» снова изменяется и превращается в бар-гостиную. Художественное оформление зала начинает работать в другой программе, которая включает экспериментальные фильмы, движущуюся графику, мультипликацию и т.д., сопровождаемые музыкой от ди-джея. Наполнение программы меняется каждые 2–4 недели.
Кроме «Галереи», в Sketch входят еще два ресторана, два бара и кондитерская Parlour. Все они оформлены по-разному, без какой-либо объединяющей темы; дизайнерской задачей было спроектировать обстановку, соответствующую функциональному назначению и… «провоцирующую посетителей на возгласы «вау!»
Например, в основу идеи оформления East Bar дизайнеры положили мягкие округлые детали и сияющие белизной оштукатуренные стены. Посетители попадают в бар через коридор, напоминающий по дизайну научно-фантастические фильмы. В центре 30-местного зала располагается барная стойка с надувными сидениями по периметру.


Туалетное искусство


В верхнюю часть заведения ведут две лестницы. На антресолях размещена изюминка всего комплекса: 12 яйцевидных коконов. В этих странного вида конструкциях оборудованы туалетные кабинки с мягкой голубоватой и розоватой подсветкой («для мальчиков» и «для девочек»).
Мазуз также сделал развлечением для посетителей туалеты, обслуживающие главный ресторан Sketch – «Аудиторию». Каждый из них задуман дизайнером Мехбсом Якубом как шкатулка для драгоценностей. Комнаты встречают гостей стоящими больше 35 тыс. фунтов кристаллами Сваровски, огромными, богато украшенными зеркалами, цветным стеклом и искусным освещением.
Хрусталь использован в декоре и самой «Аудитории», которая может разместить 70 человек в застланном коврами главном зале и еще 30 в прилегающей к нему «Библиотеке». Окна оформлены также кристаллами Сваровски, гармонирующими с роскошным оформлением от известного ирландского дизайнера, специалиста по частным интерьерам Габхана Окифа. («Аудитория» – его первый коммерческий проект.) На общий эклектичный и изысканный образ «Аудитории» работают и полосатые с золотом стены с ручной росписью, оранжевые фонарики, а также ручной выделки ковер головокружительных цветов.
«Аудитория» – гастрономический центр Sketch – представляет меню, разработанное обладателем трех мишленовских звезд, французским шеф-поваром Пьером Ганером. Что интересно: работа повара организована так, что он появляется в кухнях Sketch, когда это необходимо – обычно он проводит в них восемь дней в месяц.
Ужины в «Аудитории» чрезвычайно взволновали представителей британских СМИ: средний чек может достигать 250 фунтов на человека. Это привычно для парижской высокой кухни, но для Лондона стало шоком. Тем не менее владельцы Sketch не устают напоминать, что неформальное тестинг-меню, предлагаемое в обеденное время, обойдется посетителю меньше 50 фунтов.
Расположенный рядом с «Аудиторией» West Bar выдержан в теплых красных тонах и украшен витыми напольными лампами, которые Мазуз нашел на парижских блошиных рынках. Лейтмотив интерьера – шик 60-х: стулья-бочонки, обитые разнообразными материалами, от кожи до вельвета, и кинетические скульптуры.


Кондитерская


Роскоши ресторанов и баров не уступает и кондитерская Parlour на 1-м этаже. Она открыта с 10.00 до 20.00 (после 20.00 помещение можно снять частным образом). В этой чайной-кондитерской великолепные пирожные выставлены в витринах как драгоценности в ювелирных магазинах этого фешенебельного квартала – в прозрачных стеклянных футлярах. В Parlour также продаются сэндвичи (их можно съесть на месте или взять с собой), CD, журналы по дизайну, кофейные и чайные сервизы.
Детали интерьера включают среди прочего старинные лампы под парчовыми абажурами, хрустальные люстры, заключенные в прозрачные пластиковые цилиндры. Спинки стульев, стены и тисненные золотом портьеры на фоне простой серой краски – все украшено фрагментами картин голландских мастеров.
Мазуз признался, что его огорчают замечания прессы относительно высоких цен в меню и суммы, потраченной на проект в целом. Он приобрел здание постройки 1779 г. в октябре 1999 г., и бюджет раздулся более чем до 10 млн фунтов из-за непредвиденных затрат на реконструкцию здания и задержек. Несмотря на то, что Мазуз в первую очередь рассчитывает на людей, которые могут себе позволить потратить крупную сумму в ресторане, он тем не менее полагает, что многогранность Sketch делает его доступным широкому кругу клиентов, а использование пространства в течение суток по принципу «хамелеона» обеспечит быстрый возврат капитала.

Брюс Уайтхолл
(Великобритания)

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)