Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Ресторан на квадратном метре

Ресторан на квадратном метре

Несколько лет назад в России появились официанты, которые обслуживают в течение минуты, не грубят клиентам и не забывают принести заказ. Это официанты-роботы, а точнее, вендинговые аппараты. Способов применения  подобных  электронных терминалов множество: некоторые чудо-машины могут только принять заказ и послать его на кухню, другие же моментально разогревают пиццу или сэндвич и подают их гостю.

В Европе и США посетителей ресторанов давно не удивляют вендинговые аппараты, расположившиеся в холлах отелей, торговых моллах и бизнес-центрах. Зоны отдыха, оборудованные электронными терминалами, стали уже привычным явлением на американских трассах. Более того, за границей вендинговое оборудование начали активно устанавливать в заведениях фаст-фуда. Автоматы с кофе, прохладительными напитками, чипсами и шоколадками позволяют разгрузить кассу и тем самым избежать очередей. А в некоторых случаях и вовсе экономить на персонале.
Зона отдыха в «Икеа. Белая дача» может служить положительным примером вендинга в России. Расположившись на площади 80 кв. м, она предлагает посетителям отдохнуть на мягких диванчиках и воспользоваться услугами трех торговых автоматов с напитками и шоколадками. По словам Аллы Забровской, PR-менеджера розничной сети «Икеа» в России, размещение электронных терминалов расценивается администрацией не как источник прибыли, а как способ сделать посещение магазина приятным для покупателей. Ежедневно в этой зоне с вендерами проводят время около 10–15% всех посетителей магазина.
Вендинговые автоматы бывают трех видов: напольные, настольные и table-top (автомат, устанавливаемый на приставку или специальную тумбочку). Основные их конфигурации: кофейные, снековые, с мороженым и баночные.
Наиболее выгодными считаются кофейные автоматы. «Наценка на снеки составляет 30–50%, тогда как на кофейные напитки – 500–600%. Поэтому снековый аппарат многие вендинговые операторы устанавливают в дополнение к кофейным автоматам, чтобы предоставить как можно более полный ассортимент в зоне терминалов и исключить появление конкурентов», – считает Валерий Ракитский, генеральный директор компании «Фирма Валео». Снековые автоматы все чаще стали появляться в школьных столовых, чтобы разгрузить буфет и повысить продажи. 
Кофейное оборудование – наиболее развитый сегмент продуктового вендинга. В России его сегодня можно встретить в бизнес-центрах, фитнес-клубах, холлах отелей и в зонах шведского стола. Кроме того, вендинговые кофейные аппараты можно использовать вместо кофемашин, за которыми работает обслуживающий персонал. В таких случаях они устанавливаются без платежной системы, и все, что нужно сделать официанту или бармену, – нажать кнопку. По словам Натальи Нуждиной, руководителя отдела продаж компании «Профессиональные и торговые автоматы», такое оборудование минимизирует затраты времени и сил персонала и позволяет быстро готовить кофейные напитки без специальных приготовлений. «Вендинговые аппараты исключают влияние человеческого фактора», – отметила она.
Отдельные вендинговые зоны в заведениях быстрого обслуживания в России пока так широко не распространены, как на Западе, чему есть ряд причин. Круглосуточные палатки и небольшие магазинчики стали уже неотъемлемой частью облика Москвы и других российских городов, в отличие от Европы и Америки, где после 21.00 большинство розничных точек закрывается, поэтому за бутылкой минеральной воды люди привыкли ходить в рестораны быстрого обслуживания типа McDonald’s, Subway и т.д. Электронные терминалы, которые устанавливают заведения общепита на Западе, – способ расширить ассортимент и освободить руки официантов. В российских ресторанах считают, что невыгодно устанавливать автомат, который будет продавать воду или колу за 15 руб., а гораздо выгоднее предложить то же самое в рамках меню за 50–100 руб.
Вендинговые автоматы могут быть и самостоятельным сегментом рынка общепита, прямо конкурирующим с фаст-фудом. Ежегодно на рынке появляются новые модели автоматов по приготовлению горячей еды – сэндвичей, пирожков, пиццы и даже картофеля фри, хот-догов и спагетти. «Это тот же  фаст-фуд, только без шума и запаха, который можно организовать даже в офисе», – считает Наталья Нуждина. Главные аргументы в пользу таких автоматических фуд-кортов – экономия времени и денег посетителей, ведь, как правило, еда в автоматах дешевле, а кофе, например, за которое в кафе придется заплатить 50–100 руб., будет стоить покупателю 15–20 руб.
Выгодной нишей для организации вендинговых пространств специалисты индустрии считают офисные здания (в том числе корпоративные буфеты) и торговые центры, а также здания вокзалов и аэропортов, где люди ограничены во времени. В Европе электронные терминалы устанавливают также на крупных промышленных предприятиях, работающих круглосуточно. Там это удобно и выгодно, так как по закону работодатель должен обеспечить зону отдыха для сотрудников, делающих раз в час десятиминутный перерыв. В России такая система работы пока невозможна главным образом из-за низкой покупательной способности рабочих. 
Тем не менее некоторые российские компании уже начинают завозить в Россию высокотехнологичные вендинговые аппараты последнего поколения. Одним из участников выставки Vendexpo-2007, проходившей в апреле в московском Экспоцентре, стала лизинговая компания «Альянс-Лизинг Москва», которая впервые представила автомат по продаже горячей пиццы. Он называется  Wonder Pizza Italy и производится на фабрике Ironweld srl в Турине. В автомат загружается охлажденный полуфабрикат пиццы, помещенный в индивидуальную упаковку с применением технологии модифицированной газовой среды. Автомат сам извлекает пиццу из хранилища, распаковывает, производит цикл доготовки и предоставляет покупателю готовый продукт. При полной загрузке автомат содержит 102 пиццы трех видов: с ветчиной, сыром и ассорти, а полный процесс приготовления занимает около 90 секунд. Стоимость готовой пиццы составит 100 руб. По словам директора компании «Альянс-Лизинг Москва» Андрея Новикова, компания будет устанавливать автоматы с пиццей в местах с высокой проходимостью, где нет возможности разместить точки общественного питания. 
«Фирма Валео» ведет переговоры по закупке голландских автоматов Bravilor Bоnamat по быстрому приготовлению  картофельного пюре. Таких автоматов на российском вендинговом рынке еще нет. По мнению Валерия Ракитского, этот проект может найти применение в студенческих столовых и предприятиях быстрого обслуживания. Предполагается, что работать с этим оборудованием будут официанты, хотя конфигурация аппаратов предусматривает полное обслуживание заказа, в том числе и процесс оплаты. «К положительным сторонам таких аппаратов можно отнести экономию времени и денег, круглосуточный режим работы, а также то, что здесь не задействован человеческий фактор: вашу еду не возьмут немытыми руками и т.д. Минус – в ограниченном ассортименте», – считает Игорь Зотов, главный редактор журнала «Vending Business».
На сегодня объемы вендинга в России намного отстают от зарубежных показателей. По данным компании «Фирма Валео», в Японии на один вендинговый автомат приходится 24 человека, в Европе – 100 человек, а в России – 7 тыс. человек. Одной из причин невысоких темпов развития вендингового бизнеса Валерий Ракитский называет низкую покупательную способность в России, особенно в регионах, отсутствие культуры обращения с вендинговыми автоматами, а также жесткую налоговую политику по отношению к вендингу. «Нигде в мире вендинговых операторов не обязывают устанавливать контрольно-кассовые аппараты на терминалы. Это создает множество юридических сложностей и тормозит функционирование и развитие вендинга в нашей стране», – считает он. К тому же довольно часто установка вендингового аппарата идет вразрез с интересами игроков рынка обслуживания. По словам Ракитского, в гостинице «Россия» терминалы, предлагающие напитки и еду, быстро «вышли из строя», так как бар в холле гостиницы начал терпеть серьезные убытки, и таблички типа «автомат не работает» больше не снимали.
Стоимость терминалов – $2–7 тыс. Самые большие сроки окупаемости у аппаратов горячего питания. Чтобы автомат приносил прибыль, а не простаивал, его необходимо устанавливать в местах с большой проходимостью, например на вокзалах, в аэропортах, крупных офисных зданиях. При этом должно работать несколько систем питания, иначе ассортимент быстро надоест. «Минимальной проходимостью для автоматов с горячим питанием можно считать 500 человек в день. В такой ситуации он будет являться альтернативой продуктовым палаткам, стрит- или фаст-фуду», – отметил Андрей Новиков.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)