https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Кофейные лидеры Европы

Кофейные лидеры Европы

Кофейня – одна из самых интересных и сложных концепций. Сегодня в этом сегменте ресторатору можно научиться большему, чем в любом другом. Кофе крайне привлекателен для молодежи – как для посетителей кофеен, так и для акционеров. Мы представляем второй рейтинг ведущих европейских игроков в этой области. Всего в него вошло 60 брэндов и 6,5 тыс. предприятий. Сегмент вырос за год на 18%. Список возглавляет Starbucks, за ним следуют Tchibo и Costa Coffee. Больше всего разных брэндов существует в Испании и Великобритании, наиболее быстро растет сеть McCafe.

Независимо от образования молодые люди берут пример с Говарда Шульца – основателя Starbucks – и создают собственные кофейни. Они считают, что кофейня – это не менее престижно, чем компьютерный или дизайнерский бизнес. При этом многие крупные компании, особенно производители кофе, поддерживают эти концепции. В развитие сегмента кофеен внесли вклад Италия, Испания, Австрия и Турция. Многие кофейные концепции имеют по меньшей мере двойные корни – средиземноморские и американские.
Starbucks сыграла в развитии рынка кофеен не менее революционную роль, чем McDonald's в секторе фаст-фуда, только революция произошла на 15–25 лет позже. А если сравнивать кофейни с закусочными, то выяснится, что первые намного более разнообразны, чем вторые.
Такие кофейни, как Starbucks & Co, стали островами, где можно отдохнуть от суеты повседневной жизни, идеальным «третьим местом» помимо дома и офиса. Кофейня – это общественная гостиная, и социальные аспекты в этом случае важнее, чем кулинарные: здесь приняты мягкие кресла вместо обеденных столиков. Создание особой атмосферы, а не просто продажа необходимого минимума обязательно входит в счет.
Кофе-латте и схожие продукты – вот основные двигатели этого бизнеса. Они отражают изменение привычек поколений. Сейчас мы видим, как среди миллионов европейских потребителей возникает новая культура потребления кофе.
Еще один любопытный аспект: кофейни невероятно эластичны в том, что касается их размера и расположения. Они могут работать стационарно или размещаться в магазине. Место может быть практически любое: на пешеходных улицах, в людных местах (торговых центрах, железнодорожных станциях или аэропортах), на круизных лайнерах, в музеях, больницах и т. д.
60 лидеров
В рейтинг вошли 60 брэндов с более чем 6,5 тыс. филиалов. Рейтинг отражает большое значение Испании и Великобритании для инноваций и роста в этой категории концепций. Любопытно, что ровно половина брэндов по-прежнему работают на внутреннем рынке, к таким игрокам относится даже британская Caffe Nero, хотя эта компания может похвастаться более чем 290 филиалами.
Брэнды в рейтинге представляют 19 стран. Международный охват намного шире, чем в наших рейтингах сетей демократичных и фаст-фудных ресторанов, кейтеринга и предприятий питания в отелях. Двенадцать из 60 брэндов появились или базируются в Испании, 10 – в Великобритании. В целом бизнес кофеен играет исключительную роль на сцене фуд-сервиса в обеих странах. Также надо отметить двух мощных игроков в Греции, двух в Польше и двух в России.

Starbucks. На 1 января 2007 г. под этим брэндом работали 13 168 кофеен в 37 странах. Сейчас, по данным компании, ее доход составляет $7,8 млрд. Операционная прибыль – $893 млн и чистая прибыль – $564 млн (2006 г.). В Европе действуют 863 кофейни в 10 странах, подавляющее большинство – в Великобритании, затем следуют Германия, Турция, Испания и Греция. За последний год число точек увеличилось на 153. Присутствие в Турции почти удвоилось (с 33 до 62 заведений). Компания рассчитывает довести число точек в Германии до 100. В целом в этом году количество филиалов в Европе должно вырасти до 1000.

McCafe. Концепция, разработанная McDonald's. В Европе насчитывается уже более 400 точек (почти 100%-й рост за последние 12 месяцев). За три года Германия превратилась в самый быстрорастущий рынок McCafО, план на 2006 г. был перевыполнен. В 2007 г. компания планирует открыть еще 150 McCafe. Сейчас они наиболее успешны в крупных аэропортах и на вокзалах, а также в ТЦ. McCafe активно расширяется в Италии, в ближайшие 5 лет здесь планируется открыть по меньшей мере 150 филиалов. В Германии среднестатистический McCafe приносит 15–20% дополнительной прибыли каждому ресторану McD. Почти две трети дохода приходятся на напитки, остальное на десерты и выпечку (по цене от 1 до 2,95 евро). Каждый посетитель тратит здесь в среднем 3,25 евро (в закусочной – 5,47 евро). Средние цены на эспрессо в McCafe: Германия – 1,5–2,5 евро, Франция – 1,3–2,1 евро, Великобритания –1,1–1,35 евро, Италия – 0,8–0,9 евро.

  1. Starbucks. Номер один в мире лидирует и в Европе по числу филиалов, а также, по всей видимости, и по объему дохода (цены уровня премиум, лучшие места в городах, высокий уровень узнаваемости брэнда). За 12 месяцев число филиалов выросло на 22%.
  2. Tchibo. Ведущий немецкий специалист по обжарке зерен, обладающий уникальной многоканальной системой продаж. Компания действует в восьми европейских странах, где она представлена всевозможными форматами – от мини-модулей и киосков до полноразмерных кофейных домов (в Польше). По последним оценкам, у этой компании 760 филиалов, из них в Германии – 460. Рост весьма незначителен.
  3. Costa Coffee. Основана в 1985 г. Принадлежит Whitbread, одному из ведущих британских игроков на рынке гостеприимства. 550 подразделений в Великобритании, Ирландии, Польше, Румынии и Болгарии. Рост – 31%. Среди последних нововведений в Великобритании – карточки предоплаты и низкокалорийные бутерброды. Имеются совместные предприятия, выданы лицензии в ОАЭ, Индии, Пакистане.
  4. McCafe. Концепция для магазинов, разработанная McDonald's и уже представленная в 11 европейских странах. За последний год число филиалов почти удвоилось. Замечательный прогресс в Германии и Италии.
  5. Segafredo. Итальянская компания, специализирующаяся на обжарке кофе, в 2006 г. открыла 25 филиалов, но большинство из них за пределами Европы. Пять франшиз было продано в Россию с лучшими местами в аэропорту и в центре Санкт-Петербурга. Segafredo Zanetti Espresso Bars впервые появились в 1988 г. Около 90 филиалов работают в Германии. Этот брэнд, представленный в 20 европейских странах, самый широко распространенный из всех 60 брэндов, вошедших в наше исследование: он обогнал Caffe Ritazza (17 стран) и Illycaffe (14).
  6. Caffe Nero. Основанная в 1997 г. компания в прошлом году добилась
    17%-го роста. Ее основатель Джерри Форд в этом году намекнул на планы расширения за границу (вероятнее всего, в Северную Европу и на Ближний Восток).
  7. Caffe Ritazza. Брэнд представлен в 17 европейских странах, за последний финансовый год рост составил 50% (оценка в первом рейтинге была завышенной). Всего у этой компании 339 подразделений в 35 странах по всему миру. Филиалы представляют собой кафе или киоски, расположенные в основном в аэропортах, на железнодорожных станциях и у крупных дорог. Ежегодный доход в Европе составляет 78 млн фунтов стерлингов, во всем мире – 90 млн фунтов стерлингов. Сеть принадлежит SSP, которая теперь отделилась от Compass Group.
  8. Cafe Revive. Этот брэнд, запущенный в 1999 г., принадлежит Marks & Spencer. Рост числа филиалов – 6% за год. Число мест в кафе варьирует от 80 до 200. Еду и напитки – напитки на основе эспрессо, сэндвичи, пироги и легкие закуски – посетители берут на подносы. M&S сейчас экспериментирует с другими концепциями, включая отдельные кафе и деликатесный бар.
  9. Hema Koffiebuffet. Сеть магазинов Hema – один из ключевых игроков на рынке кофеен в Нидерландах. Его Koffiebuffet крайне популярны среди посетителей магазинов по всей стране. Hema старается идти в ногу с последними тенденциями моды в области кофе и часто обновляет формулы обслуживания. Сейчас у этой компании 167 филиалов в Нидерландах, десять в Бельгии и три в Германии. Общий рост – 10%.
  10. BB's Coffee & Muffins. Компания была основана в Австралии в 1985 г., а в 1997 г. появилась в Великобритании. За последний месяц в Англии и Ирландии компания выросла на 20%. Эта концепция использует франчайзинговый метод развития. Обычно в одном заведении, которое располагается в торговом центре, 80 мест. В течение всего дня здесь можно приобрести кофе или маффины, которые готовятся здесь же. Недавно появились маффины с низким содержанием жиров и более «здоровые» сэндвичи.
  11. Coffeeright. Лидер на греческом рынке. Эта новаторская концепция, основанная в Афинах в 2002 г., принадлежит греческой Gregory's FoodService Group. За последние несколько лет эта компания быстро расширялась, и в прошлом году рост филиалов составил 39%. По состоянию на 1 января 2007 г. в Греции насчитывалось 126 филиалов Coffeeright (44 автономных, 82 франчайзинговых), 10 франшиз продано в Румынию и 3 на Кипр. Еще 40 филиалов должны быть открыты в этом году.
    Существуют два формата – Gregory's & Coffeeright вместе и Coffeeright по отдельности. В этих заведениях предлагают широкий выбор кофе, чаев, соков и других напитков, а также дополнительные блюда, например сэндвичи, десерты и т.д. Ежедневно все филиалы посещает около 10 тыс. человек. Средний счет составляет 2,5 евро (без налогов).
  12. Jamaica Coffee Shop. Самый крупный игрок в Испании с точками в Мадриде и Барселоне. Наиболее успешен в торговых центрах. В прошлом году число подразделений выросло на 2%. Компания открыла два совместных предприятия в Китае.
  13. «Кофе Хауз». Самый крупный игрок в России, его рост за год составил 75%. По данным за 2006 г., в Москве насчитывалось 75 точек, более 30 – в Санкт-Петербурге, более 10 – в Киеве. В 2007 г. планируется открыть 80 филиалов. Эта концепция появилась в 1999 г.
  14. Illycaffe/Espressamente. За счет продуктов Illy (в том числе эспрессо, коллекции чашек, домашние кофемашины для эспрессо, книги и статьи по дизайну) в 2006 г. брэнд вырос на 53%. Первые филиалы открылись в 2003 г. в Париже, Риме и Триесте. Сегодня эта компания насчитывает 110 филиалов в 14 европейских странах, из них в Италии – 50. Компания представлена в 22 странах мира, включая Австралию, Китай, Японию, Индию и Мексику.

N.B.: Этот список 60 ведущих игроков в области кофеен в Европе – результат совместной работы сотрудников редакций FoodService Europe & Middle East. Особая благодарность Брюсу Уайтхолу, Марио Канисалю Вильяно, Анне Людковской, Карелу де Восу, Софии Зельберг и Алдоне Витак. Список был расширен с 55 до 60 брэндов. Пожалуйста, сообщите нам, если мы упустили какого-либо игрока или наши данные недостаточно свежие.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43