Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Costa обрусеет

Анна Людковская

«Стратегия одного из лидеров кофейного рынка, чьего имени я в этой аудитории называть не буду, заключается в открытии точек на перекрестках всего мира, – шутил перед аудиторией русских журналистов Джон Деркач, исполнительный директор Costa Ltd. – У Costa иная миссия. Мы хотим создавать заведения, где варят кофе самого лучшего качества, причем в местах, удобных потребителю. Понимаете, наша задача – это спасение всего цивилизованного мира, в том числе и России, от варварского завоевания. Мы хотим, чтобы у людей был выбор». Следом к микрофону вышел создатель «Росинтер Ресторантс» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко: «Costa обратилась к нам с предложением о франшизе, так как Whitbread придерживается именно этой стратегии при выходе на региональные рынки. Однако я убежден: если международная компания заинтересована в работе в России, то эта компания также должна инвестировать средства. Costaсогласилась с нами, и в результате мы договорились о создании совместного предприятия, где партнерам принадлежит по 50%».

Имя русского партнера Costa до последнего момента держала в секрете. Информация о планах прихода Whitbread в Россию впервые появилась в британской газете «The Times». Мгновенно перепечатав заметку, российские деловые СМИ стали делать разные предположения, однако имя «Росинтер Ресторантс» практически не фигурировало. («FoodService» опубликовал информацию об участниках СП лишь в декабрьском номере). Часть обозревателей деловых еженедельников, приглашенных на пресс-конференцию в Лондон, полагала, что речь идет об Александре Малчике, владельце «Монтана Кофе».


«Росинтер Ресторантс» давно присутствует на рынке кофеен. В 2002 г. появилась концепция «Мока Лока», однако, открыв несколько точек, в 2004 г. компания приостановила развитие сети. Как объяснил топ-менеджмент, «Росинтер» не стал тягаться с лидерами рынка, поняв, что у «Мока Лока» практически нет шансов стать сетью номер один. Как оказалось, «Росинтер Ресторантс» давно думал о западном брэнде. «Мы более двух лет вели переговоры со Starbucks, – признался в кулуарах после пресс-конференции Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко. – Но они не проявили должной гибкости, не хотели вносить коррективы в меню, в стиль работы российских точек. И мы не стали с ними работать».



Активное развитие сети Costa началось три года назад. По словам директора по маркетингу Costa Марка Китсона, именно в это время в Европе ожил весь кофейный сегмент, небольшие проекты осознали, что могут рассчитывать на международную экспансию, подобно McDonald’s в сегменте фаст-фуда. В 2005 г. под брэндом Costa варили кофе в 400 заведениях в Объединенном Королевстве, а в 2008 г. эспрессо должны подавать в 1000 точках по всему миру.



Costa – крупнейшая сеть Великобритании (2007 г. – 655 точек). «Мы растем быстрее двух ближайших конкурентов, – подчеркнул Джон Деркач. – В 2007 г. мы открыли 102 новых кофейни, Starbucks – 56, а Coffee Nero лишь 26 объектов». За пределы Великобритании Costaвышла в 1999 г., спустя 21 год после открытия первой кофейни.



Интересно, что Costa вообще не задумывалась как сетевой кофейный бизнес. Два брата Серджио и Бруно Коста из Пармы отправились в 1960-х гг. в Англию и были поражены невежеством британцев в отношении к кофе. Тогда предприимчивые Серджио и Бруно вернулись домой, выучились в Милане обжаривать кофе и поехали обратно покорять столицу Туманного Альбиона. Крохотный обжарочный цех до сих пор работает в Ламбете, в центре Лондона, прямо под железнодорожным мостом. Вдобавок Costa арендует пространство под пролетами, где хранит зеленые кофейные зерна. Сырье компания закупает у пяти различных брокеров, география – 10 стран. «Конечно, арендовать помещение под склад и помещение в центре Лондона – расточительство, за эти деньги компания могла снять помещение площадью в два раза больше в любой части страны. Но это история Costa, и мы хотим ее сохранить», – объясняет Марк Китсон.



В 1995 г. сеть Costa купила компания Whitbread, однако у кофейни сохранены итальянские корни. За закупкой зеленого кофе, обжаркой и контролем качества следят итальянцы. Кофе обжаривается медленно, в течение 22 минут, что придает зернам мягкие вкус и аромат. Самая популярная смесь называется Mocha Italia, в нее входит и арабика, и робуста. Соотношение примерно 6 к 1, однако точный рецепт бленда Costa держит в секрете. В год компания обжаривает около 50–52 тыс. мешков по 70 кг каждый.


Эспрессо и напитки на основе эспрессо чуть ли не единственная группа в меню, которая присутствует во всех заведениях Costa. Принцип Whitbread – это адаптация концепции под национальные рынки. «Мы считаем, что люди разных культур и традиций не могут есть одинаковую пищу», – подчеркнул Джон Деркач. В российских кофейнях будут кофейные напитки с алкоголем, которые отсутствуют в британских Costa. Однако окончательное меню российского проекта пока не утверждено, известно лишь, что в нем непременно будут горячие панини, холодные сэндвичи, выпечка, маффины и кексы. Не исключено присутствие салатов и супов, которых, однако, нет в британских Costa. На еду в среднем приходится 45% продаж в британских кофейнях. Размер среднего чека российской кофейни в «Росинтер Ресторантс» назвать не смогли, в британской Costa он составляет около $7.


Первая московская кофейня откроется в феврале в комплексе «Росинтера» на Пушкинской площади, в здании «Известий». Большие прозрачные окна-витрины будут выходить на Тверской бульвар. В ближайшие пять лет партнеры намерены открыть около 200 кофеен (инвестиции в одну – порядка $100–200 тыс.). Впрочем, Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко и Джон Деркач неоднократно подчеркивали, что обе компании способны инвестировать намного больше, но российский офис не сможет найти помещения, отремонтировать, открыть и эффективно управлять большим числом заведений.



В качестве плацдармов в России выбраны три города: Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Одновременно будут открываться кофейни на Украине, в Белоруссии, а затем и в других странах СНГ. Уже сейчас компания ведет переговоры с потенциальными поставщиками хлеба, выпечки и ингредиентов для сэндвичей. Как подчеркивают в «Росинтер Ресторантс», это должен быть оператор с региональной сетью производств. По данным «FoodService», партнером может стать компания «КорпусГрупп», лидер в кейтеринговом сегменте в России.

Кофейни будут разными по площади, в том числе возможно создание точек, продающих только на вынос. Около 25% продаж в сети приходится на кофе и выпечку с собой. Самая маленькая британская Costa занимает 50 кв. м, самая большая – 400 кв. м. Впрочем, оптимальная площадь – это 100–200 кв. м, где могут расположиться 50–60 гостей.



Совместное предприятие называется «Брава», оно будет функционировать в составе «Росинтер Ресторантс», используя ресурсы всех служб. Генеральный директор проекта – Владислав Рогов, один из ключевых топ-менеджеров «Росинтера». В 1998 г. он отвечал за разработку концепции «Планета Суши», логотип для которой нарисовал сам, а затем за отладку и развитие сети. Последние два года Рогов занимался развитием московского региона. «Мы отдаем себе отчет, что в Москве очень высокая конкуренция среди кофеен, – отметил Рогов. – Что же, придется побороться!»




Группа компаний Whitbread

Whitbread является четвертым по величине оператором индустрии гостеприимства Великобритании. По данным журнала «FoodServiceEurope & Middle East», в рейтинге 111 крупнейших операторов Европы в 2006 г. Whitbread находилась на 11-й строчке, пропустив вперед трех соотечественников – Compass Group (2 место), Mitchells&Butlers (5) и Spirit Group (10).

Whitbread управляет бюджетными отелями, ресторанами.


В списке брэндов компании – Premier Inn, Brewers Fayre, Beefeater и Costa Coffee. В Whitbread работают 35 тыс. человек, которые обслуживают до 8,5 млн гостей ежемесячно в более чем 1400 предприятиях в Великобритании. По итогам финансового года, завершившегося 1 марта 2007 г., прибыль Whitbread до вычета налогов составила 213 млн фунтов стерлингов. Основанная в 1742 г., компания размещает свои акции на Лондонской фондовой бирже (London StockExchange) под тиккером WTB.L и включена в индексы FTSE4Good.



Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)