архив
Июль 2017

Ориентир

Бизнес в лепешке

Ниша

Между Севером и Югом

Вслух

От коктейля до кукси

Рынок

На один раз














Впереди на корпус



«КорпусГрупп» – крупнейший оператор российской индустрии кейтеринга. Залог успеха «КорпусГрупп» в решимости, с которой компания осваивает регионы России, и в скрупулезном изучении мировой индустрии кейтеринга. Учредитель компании Олег Лобанов убежден, что через четыре года его структура будет кормить миллион человек в день. Текущие инвестиции в развитие составляют $12 млн, в 2008–2011 гг. будет вложено еще около $100 млн.

Автор статьи: Екатерина Головацкая

 

У «КорпусГрупп» амбициозные планы: в 2012 г. компания планирует кормить 1 млн человек в день на предприятиях и в офисах крупных фирм по всей России. А в 1991 г., когда Олег Лобанов, учредитель «КорпусГрупп» и председатель совета директоров, начинал свой бизнес, его ресторанчик домашней кухни «У Карася» кормил несколько десятков москвичей в день. Тогда невозможно было представить, что из этой точки общепита вырастет компания-лидер российской индустрии питания вне дома, оставившая на нашем рынке позади международные Sodexho и Compass Group.

Заняться организацией праздников (event catering) Лобанов решил в одночасье, оказавшись на приеме, устроенном Potel et Chabot по случаю приезда Патрисии Каас в Москву. «Мне катастрофически не хватало производственных мощностей как для работы выездного ресторана, так и для выхода на рынок корпоративного питания. Я удачно арендовал большие складские и производственные мощности в одной министерской столовой, – рассказал он. – Это была та база, с которой можно стартовать». Торговая марка выездного ресторана – «ФИГАРО» – была зарегистрирована компанией в 1993 г. Тогда же был подписан первый договор на офисное питание с компанией «Москапстрой». Переломным для компании стал 1998 г., когда заработал офис в Санкт-Петербурге (первое региональное подразделение), были запущены направления профессиональной уборки и эксплуатации объектов недвижимости, а также заключены договоры с «Сибнефтью» и Сбербанком РФ.

На сегодняшний момент направление деятельности «КорпусГрупп» – производственно-хозяйственный аутсорсинг непрофильных для клиента видов деятельности, то есть организация питания, эксплуатация инженерных сетей, уборка помещений и территорий, предоставление услуг прачечной и химчистки, управление транспортным парком и др. «Почему такой пакет услуг? Западный мир привык к этому. Такое предложение хорошо воспринимается на рынке и клиентами, и потенциальными партнерами, и инвесторами, – объясняет Олег Лобанов. – Сейчас все больше компаний передает непрофильные активы на аутсорсинг, поскольку бизнес становится прозрачнее. Особенно это важно компаниям, которые стремятся на IPO. Им, конечно, проще иметь дело с единым подрядчиком».

Услуга организации питания сейчас приносит компании Лобанова 70–80% всей выручки. Ключевые сектора – индустриальное и корпоративное питание, а направление праздников в бизнесе компании постепенно сжимается. Event catering развивается локально, преимущественно в Москве, причем в нем все большую активность проявляют рестораны.

Каков потенциал российского рынка кейтеринга, Лобанов понял не сразу. «Анализируя мировой рынок, в годовом отчете на сайте компании Sodexho я натолкнулся на цифру $6,5 млрд – так оценивался оборот компании в 1998 г. Я был потрясен! Эта цифра полностью изменила мое представление о бизнесе», – признался он. В 2001 г. открылся филиал в Омске и началась экспансия в регионы.

Сейчас «КорпусГрупп» представлена в 34 регионах России и ближнего зарубежья, в ее штате числится порядка

15 тыс. человек. В своих планах «КорпусГрупп» ориентируется на карту экономических районов СССР, которая была создана с учетом производственных связей на территории Союза. У компании внушительный список клиентов (более 350) в самых разных областях промышленности: «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Северсталь», «РУСАЛ», ММК, СУЭК и многие другие.

В «КорпусГрупп» разработана подробная стратегия эффективного старта аутсорсинговых проектов. На первом этапе компания проводит аудит производственно-хозяйственной сферы, чтобы выработать первичный проект внедрения аутсорсинга на предприятии. После завершения необходимых расчетов «КорпусГрупп» представляет руководству предприятия коммерческое предложение, по результатам обсуждения и доработки которого создается проект договора. Затем к работе приступает группа запуска «КорпусГрупп». Приезд специалистов предваряется открытием подразделения компании в регионе расположения предприятия, регистрацией юридического лица и получением всех необходимых лицензий и сертификатов. Персонал непрофильных специальностей из штата предприятия переводится в штат «КорпусГрупп», компания диагностирует профессиональную компетенцию сотрудников, повышает их квалификацию и обучает стандартам. После этого «КорпусГрупп» приступает к оказанию услуг.

Каждый объект индустриального питания в России – это испытание на прочность кейтеринговой компании. Западные операторы до сих пор опасаются идти в глубь страны, ведь основные производства были созданы при советской экономике, отличавшейся гигантизмом, поэтому применить европейский опыт организации питания там сложно. Кроме того, всем советским заводам и фабрикам пришлось пережить трудные времена экономического кризиса, когда они простаивали, меняли владельцев и терпели убытки, например «Магнитка» – Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), крупнейшее предприятие черной металлургии в России. (На территории 100 кв. км 66 тыс. рабочих занимаются подготовкой железорудного сырья и глубокой переработкой черных металлов. По данным отраслевого журнала Metal Bulletin, ММК входит в число 20 крупнейших сталелитейных предприятий мира.) До начала 2000-х гг. на балансе этого гигантского завода находились четыре собственных совхоза (коровники на 3 тыс. коров, свиноферма, два пивных завода, хлебобулочный комбинат и завод колбасных изделий). Сейчас 57 столовыми на «Магнитке» управляет «КорпусГрупп».

Компания давно пытается пробить стены государственных структур, чтобы предложить свои услуги в системах образования, медицины и армии, где миллионы людей питаются плохо из-за коррупции чиновников и воровства, а также отсутствия нормальной, современной системы организации питания. «В школьном питании мы разработали конкретные проекты для всей страны, но пока нет заинтересованности со стороны государства. Здравоохранение и армия – абсолютная тишина. Такие проекты приносят львиную долю доходов западным кейтеринговым компаниям. Compass Group, к примеру, кормит солдат в Ираке, – объясняет Олег Лобанов. – Государственные системы – это огромные пустоты на рынке, вот куда следует идти! Когда произойдет прорыв, то есть к организации питания в образовании, армии и здравоохранении допустят коммерческие структуры, ситуация на российском рынке кейтеринга поменяется моментально».

Стратегический план компании – это снижение издержек за счет оптимизации бизнес-процессов. Именно на решение этой задачи «КорпусГрупп» направит в 2008–2011 гг. основную часть привлеченных инвестиций в размере $100 млн. Оптимизация будет проведена в двух направлениях – IT-решения и централизация производства.

В середине лета 2008 г. «КорпусГрупп» откроет фабрику-кухню в 150 км от Москвы – большое высокотехнологичное производство, где будут делать полуфабрикаты различной степени готовности, а также готовую продукцию для столовых компании и внешних заказчиков. Мощность фабрики-кухни – 35 тыс. рационов в день. Сейчас полуфабрикаты и готовые блюда заготавливаются на нескольких производственных базах компании в Москве и Московской области.

Удаленность от столицы единого производства – это четко рассчитанный ход «КорпусГрупп». «Мы посчитали затраты на аренду помещений в Москве и на логистику. Выяснилось, что деньги мы в основном теряем в пробках внутри МКАДа, которых не избежать в любом случае, а до столицы долететь по трассе – небольшая проблема. При этом экономия на аренде получается очень существенная», – отметил Олег Лобанов. Тестовый проект фабрики-кухни в Московском регионе будет со временем доработан и отлажен, а потом использован как модуль для запуска в регионах.

На новой фабрике-кухне «КорпусГрупп» будут внедрены все современные технологии сохранения пищи: модифицированная газовая среда, вакуумная упаковка, шоковая заморозка и т.д. Цель – централизовать максимальное количество производственных процессов без потери качества конечной продукции, то есть на территории заказчика число операций, необходимых для приготовления пищи, будет минимальным. «Сейчас появились технологии, которые позволяют отделить продажу блюд от их производства. Лет через 10, возможно, это будут две разные отрасли. Общепит все более сближается с ритейлом», – считает Сергей Куликов, директор «КорпусГрупп» по Московскому региону. Фабрика будет брать заказы от ресторанных сетей на производство блюд. В компанию уже обращались представители сетей кофеен, которые готовы передать на аутсорсинг «КорпусГрупп» производство практически всех позиций меню.

«Благодаря централизации производства мы значительно снижаем издержки, – рассказал Сергей Куликов. – На кухнях в столовых мы уменьшим число поваров, нам они станут не нужны в таком количестве, ведь в основном они будут доготавливать блюда. Такой подход создаст барьеры для входа на наш рынок, то есть мы сможем задавать планку соотношения цены и качества». Средняя стоимость обеда для разных типов заказчиков «КорпусГрупп» различна. Сейчас

для моноарендаторов она составляет 120–150 руб., для бизнес-центров – 180–200 руб., для индустриального питания – 100 руб. Все зависит от структуры затрат, арендной платы, вложений в оборудование, а также от количества питающихся и типа производства.

Таким образом, фабрика-кухня поможет решить еще одну проблему компании – персоналозависимость: персонал на рынке дорожает гораздо быстрее, чем появляется возможность больше платить, поэтому рентабельность падает. «Нужно менять модель так, чтобы меньше зависеть от людей. Поэтому мы хотим централизовать и механизировать производство, – объяснил Сергей Куликов. – Мы всеми силами снижаем количество персонала и нанимаем менее квалифицированных сотрудников, так как профессионалы дороги. К примеру, если нужен повар 5-го разряда, то мы стараемся ставить повара 4-го разряда и устанавливаем современное оборудование».

Централизация производства приведет и к оптимизации ассортимента. «Предложение широкого меню с 1000 и более блюд – это профанация. Как показывают наши исследования, хитами продаж являются 200–300 блюд, а остальное просто довесок. И лучше хорошо проработать эти популярные позиции, чем бездумно раздувать меню», – полагает Олег Лобанов. По данным компании, в лидерах в основном классические блюда: салаты «Цезарь», «Оливье», «Греческий», из горячих блюд – семга-гриль и эскалоп, из первых блюд – украинский борщ, щи, солянка и супы-пюре.

Помимо фабрики-кухни другой дорогой и амбициозный проект «КорпусГрупп» – автоматизация учета. «Что остается на месте, к примеру, в офисной столовой, если мы вынесли производство и большинство управленческих функций? По сути линия раздачи с порционированием. Это похоже на ритейл. Получается очень технологичный бизнес, строящийся на централизации производства и закупок, умении управлять логистикой и качественном ценообразовании. Единая IT-система позволит нам оперативно отслеживать весьма полезную статистику по блюдам, затрачиваемым ингредиентам и т.д. Поэтому IT-системы – это второй пункт вложения капиталов», – отметил Олег Лобанов.

 

Краткая история «КорпусГрупп»

1991 г. – основание компании Олегом Лобановым.

1993 г. – выход на рынок корпоративного питания. Первый контракт с компанией «Москапстрой».

1998 г. – выход на рынок профессиональной уборки и услуг по эксплуатации объектов недвижимости. Клиентами «КорпусГрупп» становятся Procter&Gamble, Gillette, Philip Morris, Wrigley, «Сибнефть» и Сбербанк России. «КорпусГрупп» сделала первый шаг за пределы столицы России, открыв подразделение в Санкт-Петербурге.

2002 г. «КорпусГрупп» располагает уже четырьмя региональными подразделениями и осуществила выход на рынок обслуживания удаленных объектов. Клиентами компании стали Efes Pilsener, «Московская сотовая связь», Lucent Technologies, Kraft Foods, «Кресс-Нева», DHL, нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», SUN Interbrew, Bosh-Siemens, «АвтоВАЗ» и «Русский алюминий».

2003 г. – компания начала оказывать услуги управления гостиничными комплексами. Были открыты региональные представительства в Перми, Ноябрьске, Ярославле, Новомосковске, Череповце, Красноярске и Уфе.

2005 г. – выход на рынок промышленной аренды спецодежды, включая химчистку и прачечную, а также на рынок управления автотранспортом. Открытие подразделений в Николаеве, Новокузнецке, Орске, Ачинске, Кирово-Чепецке, Самаре, Чебоксарах.

2006 г. – открытие подразделений в Белой Калитве, Междуреченске, Сатке, Челябинске, Ухте, Коряжме, Нижнем Новгороде, Воронеже, Усть-Каменогорске.

2007 г. – укрепление позиций в Казахстане (открытие филиалов в городах Жезказган и Темиртау) и в Сибири (открытие подразделений в Хакасии, Читинской и Иркутской областях, Республике Бурятия). Также появились филиалы в городах Мончегорск и Железногорск.

Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».

Андрей Кондрашин

ресторатор

Эффект новизны

Есть ли шанс у региональных рестораторов выделиться в толпе безликих пиццерий и суши-баров и создать новую оригинальную концепцию? А главное, стоит ли это делать? Об этом взялся порассуждать ресторатор Андрей Кондрашин, управляющий заведениями во Владимирской области и потому знакомый с темой не понаслышке.