https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Полонез AmRest

Анна Людковская

Яцек Требуховский родился в 1971 г. в Польше. Окончил в 1996 г. University of Szczecin по специальности «управление и маркетинг». С 1993 г. работает в компании AmRest. Занимал должности генерального менеджера ресторана, менеджера по региону для брэндов Pizza Hut и KFC, затем участвовал в развитии Pizza Hut в Польше. С 1999 по 2000 г. – директор по поставкам в Польше и Чехии и директор по операциям Pizza Hut в Польше, в 2005 г. – директор по операциям Ростик'с-KFC в Москве. С мая 2006 г. отвечает в AmRest за развитие новых рынков (Россия, Венгрия, Сербия и Болгария).


– Вы вошли на российский рынок около года назад, причем с помощью покупки бизнеса. Расскажите, почему компания избрала именно такую стратегию?

– Если вы посмотрите на нашу историю, за 15 лет AмRest довольно часто покупала и поглощала другие компании, у нас есть опыт и понимание, как это делать. Около года назад мы решили, что AmRest должна присутствовать в России, изучили местный рынок и сели за стол переговоров с местным оператором, управляющим концепциями Pizza Hut и KFC. На тот момент это был крупнейший игрок в Петербурге с 41 точкой. Мы обсудили, как можем развивать бизнес вместе, и в результате договорились о покупке «Пиццы Норд». Сейчас компания называется «Пицца AmRest Russia».

– Слияния и поглощения не очень распространены в российской индустрии фудсервиса...

– Понимаете, мы стараемся очень аккуратно присоединять новые компании к AmRest. Если нет необходимости, не нарушаем сложившуюся систему управления, не меняем менеджеров или делаем это очень неспешно. В случае с «Пиццей Норд» в этом не было нужды: команда невероятно сильная и прекрасно знающая специфику ведения бизнеса в России. Бывший владелец «Пиццы Норд» Майкл Цейтлин является сейчас одним из крупнейших совладельцев и инвесторов AmRest, он очень активно участвует в бизнесе.

– Долгими ли были переговоры?

– Конечно! Для «Пиццы Норд» это было нелегким решением, ведь собственная компания, как ребенок. Но Цейтлин согласился с нами, что благодаря сотрудничеству с AmRest у бизнеса открываются новые возможности. Лучше быть куском большого пирога. Они ведь тоже искали инвестора, а мы – партнера, так что все оказались с выигрыше.

– Вы купили 100% «Пиццы Норд»?

– Да, в том числе рестораны в других городах. В Москве у нас шесть заведений – два «Ростик’с-KFC» и четыре Pizza Hut, также работает один ресторан «Ростик’с-KFC» в Казани.

– Вас не смущает, что основной бизнес находится в Санкт-Петербурге, а не в Москве?

– Ничуть. Москва действительно сложный город, но в представительстве работают профессиональные и опытные специалисты, Андрис Драгунас например.

– Вы что-то меняли в системе управления? Все-таки у AmRest наверняка есть сложившаяся модель.

– Конечно, проводили какие-то структурные изменения там, где у компаний были серьезные различия. Команда довольно быстро все приняла, так что сейчас мы просто быстрее развиваемся и работаем. Затем с российским офисом стали делиться опытом представительства AmRest в других странах.

– А конкретнее? Речь, к примеру, о вводе новых позиций в меню?

– Стратегия меню определена довольно четко, ведь KFC и Pizza Hut – интернациональные сетевые брэнды. Я говорю, скорее, об операционном управлении, о кадровой политике в отношении развития персонала, дизайнерских решениях. Особенно нас волнует операционное управление, мы стараемся упростить его, сделать процессы более четкими и прозрачными.

– Давайте поговорим о стратегии и планах. Сколько точек AmRest планирует открыть, сколько денег инвестировать?

– AmRest – публичная компания, поэтому не скрывает своих планов. Цель – стать лидером в сегменте быстрого обслуживания в России и Центральной Европе. Мы намерены строить только высокодоходные рестораны, а не открывать точки ради присутствия брэнда.

– Вы производите впечатление человека действительно вдохновленного индустрией!

– Ничего удивительного, у российской индустрии немыслимый потенциал, рынок огромен!

– А что касается демократичных заведений?

– Сегмент, безусловно, интересный. Бум суши-баров, появляются новые интересные концепции, Friday’s чувствует себя очень хорошо, но у нас на повестке дня заведения быстрого обслуживания. Это самый быстрорастущий сегмент в мире, и AmRest будет заниматься преимущественно им.

– В вашем портфеле брэндов есть также Pizza Hut. Что компания собирается делать с этой концепцией, как развивать? Ведь одни точки на российском рынке походили на дорогие заведения, другие, напротив, продавали пиццу кусками из специальных окон прохожим.

– Я думаю, что разноформатность – это проблема. Слайсы на вынос и обслуживание полного цикла одновременно дезориентируют гостей, вводят их в замешательство. Pizza Hut все-таки демократичное сетевое заведение, именно такой формат у концепции в Польше, поэтому мы сохраним его. Для русских ресторанов уже разработаны изменения в меню. Мы добавили блюда из пасты, салаты, ведь пиццерии сейчас – это заведения с большим выбором итальянских блюд.

– В каких городах вы будете развивать KFC?

– Безусловно, в фокусе Москва и Санкт-Петербург. Фуд-корты, окна для автомобилистов, отдельно стоящие рестораны, заведения на первых этажах зданий, то есть будем развивать все возможные форматы. Причем мы хотим сохранить баланс между всеми форматами. Это и возможность выбора для гостей, и более широкая представленность, и узнаваемость брэнда.

– Есть ли у AmRest планы ввести на российский рынок другие брэнды?

– В будущем возможно. Безусловно, в Центральной и Восточной Европе целый портфель брэндов облегчает нам поиск помещений, упрощает логистику, подбор персонала и т.п.

– У вас же есть Starbucks!

– Да, мы купили права на развитие кофейного брэнда в трех странах – Польше, Чехии и Венгрии. Будущее развитие сети комментировать не могу. В любом случае я надеюсь, что Россия станет крупнейшим рынком AmRest.

– А что за слухи о покупке вами доли «Крошки-Картошки»?

– Никаких окончательных документов подписано не было. Мы просто обсуждали возможность приобретения доли этой сети, там работают прекрасные люди. Но обе компании в результате решили, что будут развиваться самостоятельно. И, кстати, мы с многими ведем переговоры.

– Значит ли это, что AmRest ищет компанию для слияния?

– Мы рассматриваем все варианты, которые могли бы помочь упрочить положение на рынке России. Сейчас ведем переговоры с двумя франчайзи, и я надеюсь, что купим их в ближайшие месяцы.

– Могли бы вы назвать основные сложности, с которыми AmRest сталкивается при развитии бизнеса в России?

– Во-первых, недвижимость, во-вторых, операторы логистики и поставщики, но здесь проблема отчасти временная. Компании уже идут в регионы, так что поставщикам ничего не останется, как подстроиться под клиентов.

– А персонал? Многие жалуются на дефицит квалифицированных кадров.

– Здесь нам повезло. В «Пицце Норд» профессиональные топ-менеджеры, которые прекрасно знают рынок труда персонала. Внутри AmRest есть политика, хотя она и не задокументирована, что 70–80% менеджеров должны быть обучены собственными силами. Три президента брэнда начали карьеру в AmRest с работы в ресторанах компании. И я тоже. Но мы можем привлекать людей на ключевые позиции со стороны.

– Каково ваше впечатление от российского сегмента быстрого обслуживания?

– С одной стороны, есть «Макдоналдс» с очень высокими стандартами работы, с другой – огромное количество крохотных локальных операторов, некоторые из них весьма инновационны и быстро растут.

– И последний вопрос. Что именно, на ваш взгляд, поможет AmRest стать лидером рынка? Какие ваши главные конкурентные преимущества?

 – Люди, ведь в них залог успеха бизнеса. Нужно брать на работу правильных, клиентоориентированных людей, способных предложить исключительный сервис. Говорят, что в России приветливых юношей и девушек часто не встретишь, но я сталкиваюсь с ними чуть ли не каждый день. И уже наша задача – развить этих людей. Другой аспект успеха – выбор правильных площадок для ресторанов. И еще одно преимущество – масштаб компании, ведь благодаря объему мы добиваемся лучших условий поставок от производителей, можем покупать товары на разных рынках и привозить их сюда.   

Возможно все

текст Барбара Меке

Германия

После падения «железного занавеса» для операторов общественного питания открылась Восточная Европа с невиданными доселе возможностями. Эти совершенно неразработанные рынки таят и множество неожиданных трудностей. Одна из первых компаний, рискнувших шагнуть на «дикий Восток», – AmRest, которой сегодня принадлежат 252 ресторана в шести странах. Во время последнего VIII European Foodservice Summit в Цюрихе генеральный директор компании Генри Макговерн рассказал всей Европе об опыте работы в Польше.

«Wszystko jest mozliwe», то есть «Возможно все» – это одна из самых важных фраз, которую я выучил за время 14-летней работы в Польше, – объясняет Генри Макговерн, генеральный директор AmRest в Польше. – Проблема в том, что многие поляки скажут вам «Niemozliwe» – «Не возможно». Так что выдержка и упорство стали основными добродетелями, которые  пришлось продемонстрировать Макговерну с командой, когда в 1993 г. они приехали в польский город Вроцлав открывать первый ресторан Pizza Hut.

Компания начала работу в Польше в начале 1990-х гг. как дочернее предприятие American Retail Concepts (ARC), в число акционеров которого входит Дональд М. Кендал, один из основателей и бывший председатель правления Pepsico Inc. Ситуация, с которой ARC столкнулась на польском рынке, разительно отличалась от того, к чему они привыкли в западных странах. Насколько здесь все было по-другому, Макговерн понял, когда представители местной телефонной компании в качестве приветствия налили ему рюмку водки в 9 утра. Ему объявили, что для проведения телефонной линии в его офис необходимо будет подождать около 15 лет. И это был не единственный неприятный сюрприз. «Не было ни обученного персонала для ресторанов, ни базы поставщиков, в большинстве помещений энергоснабжение было недостаточным, а власти привыкли к бумажной волоките», – вспоминает Макговерн.


У поляков не существовало привычки обедать вне дома. «Во Вроцлаве на 750 тыс. людей приходился один ресторан. Даже сейчас у поляков на долю питания вне дома приходится только 5% всех расходов на еду. В Германии эта цифра составляет 25%, в США – целых 50%. Средний поляк ходит в ресторан 10 раз в год. Средний американец ест вне дома 3 раза в неделю», – рассказал он. 50% поляков вообще не ходят в рестораны.

Поэтому ARC пришлось проделать огромную работу. «Нам надо было создавать привычку обедать вне дома, – говорит Макговерн, – и знакомить людей с различными вкусами». На ранней стадии развития проекта была начата рекламная кампания на телевидении. Но в стране с низким доходом людей, желающих пообедать в ресторане, гораздо больше, чем людей, способных потратить там много денег, поэтому соотношение между количеством операций и средним чеком до сих пор значительно отличается от западных стран.

После выхода в 1993 г. на рынок, где практически отсутствовала инфраструктура предложения, вложение средств в создание собственного канала поставок имело, по словам Макговерна, ключевое значение, особенно в связи с тем, что ARC усовершенствовала брэнды Pizza Hut и KFC, приняв решение готовить всю еду прямо на месте. «Готовность финансово поддерживать поставщиков помогла выстроить с ними взаимоотношения. Как и McDonald's, мы работаем с определенными ответственными поставщиками. Мы поняли, насколько это важно, когда пришли в Украину, где отсутствие поставок стало одной из причин неудачи», – объяснил он. Другими факторами провала в Украине стали высокая арендная плата, связанная с недостатком доступных помещений, и коррупция на многих уровнях.

Со времени открытия первого ресторана во Вроцлаве планомерный рост компании сделал ее одним из лидеров ресторанной индустрии в странах Центральной и Восточной Европы. Между 1993 и 1995 гг. ARC приобрела франшизу на открытие ресторанов Pizza Hut в Западной Польше и ресторанов KFC в Щецине, Познани и Вроцлаве. В 1998 г. компания вышла за пределы Польши, выкупив у Yum! пять ресторанов KFC и один Pizza Hut в Чешской Республике.


В 2000 г. в результате слияния ARC и Yum! образовался AmRest Holding. Сегодня это компания, расположенная в Нидерландах, акции которой котируются на рынке. ARC – крупнейший акционер AmRest Holding. Годом позже компания получила контроль над International Fast Food Polska (IEFP), оператором Burger King в Польше. Из 23 приобретенных ресторанов шесть были закрыты, остальные 17 вновь открыты под брэндом KFC. Сегодня AmRest работает в Польше, Чешской Республике, России, Венгрии, Болгарии и Сербии. Частично рост осуществлялся за счет слияний и приобретений, особенно на новых рынках, например в России. По итогам 2007 г. приблизительный объем продаж AmRest – 840 млн польских злотых (227 млн евро), с показателем EBITDA 125 млн польских злотых (33 млн евро).

«Сейчас мы наблюдаем экономический подъем в Центральной Европе», – отмечает Макговерн. Ресторанный сектор польской экономики растет стремительными темпами. В 1995 г. объем этого сектора составлял 1,83 млрд евро, в 2006 г. – 4,72 млрд. Количество ресторанов выросло более чем в два раза – с 4857 до 9840, при этом сегмент ресторанов быстрого обслуживания растет быстрее, чем casual dining. «Мы ожидаем, что это изменится», – говорит Макговерн. Но рост до сих пор сдерживается недостатком квалифицированных кадров, дефицитом помещений и долгой процедурой получения разрешающих документов.

Для достижения цели – к 2010 г. стать лидером ресторанной отрасли в Центральной и Восточной Европе – AmRest опирается на три столпа: увлеченные люди, брэнды-лидеры в своей категории и эффект масштаба. «Текучка кадров у нас составляет около 7%. Мы разработали систему обучения, чтобы показать людям, что на самом деле означает слово «сервис»,  – делится Макговерн.

Большинство претендентов на руководящие посты воспитывается внутри организации. Когда компания в 2005 г. выпустила акции на рынок, в руководящий состав пришли люди со стороны, в результате, как говорит Макговерн, получилось хорошее сочетание.

Цель компании – к 2009 г. увеличить объемы продаж AmRest втрое. Будут добавлены новые брэнды, предлагающие свежие продукты и простые меню. Необходимый масштаб будет достигнут за счет продолжающейся политики слияний и поглощений. «Чем больше мы становимся, тем быстрее можем двигаться», – отметил Макговерн. Он планирует открывать более 100 точек в год с 2008 г.

Самое свежее дополнение к портфолио AmRest – первые рестораны KFC, открывшиеся в Сербии и Болгарии, и итоговое соглашение о приобретении 30% доли стоимостью $36,2 млн в новой холдинговой компании, которой принадлежит сеть предприятий быстрого обслуживания «Крошка-Картошка», работающих в России и в Украине. В январе компания открыла первую кофейню Starbucks в Чешской Республике. «К 2015 г. мы видим себя компанией, работающей по всей Европе, с по меньшей мере десятью брэндами-лидерами в своей категории, – заявляет Макговерн. – И возможно, однажды мы двинемся с востока на запад. Wszystko jest mozliwe».

Генри Макговерн – один из основателей American Restaurants (AmRest). С 1990-х гг. – генеральный директор компании. Ветеран польского бизнеса с 14-летним стажем. При нем сеть AmRest выросла от одного ресторана до 250 ресторанов в шести странах. Образование – Лондонская школа экономики. Входит в международный консультативный совет Yum!.

AmRest Holding NV

Основана в 2000 г. в результате слияния ARC и Yum! Brands, акции котируются на рынке с 2005 г.

252 ресторана (по состоянию на январь 2008 г.)

Брэнды: Pizza Hut, KFC, Burger King, Starbucks, Freshpoint, Rodeo Drive


8000 сотрудников

Страны: Польша, Чешская Республика, Венгрия, Россия, Сербия, Болгария

Продажи в 2006 г. – 629 млн польских злотых (170 млн евро, +26% по сравнению с 2005 г.)

EBITDA в 2006 г. – 91 млн польских злотых (24,5 млн евро)


 www.amrest.pl

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43