Кассы под контролем



В 2017 г. в силу вступили изменения в № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Начиная с 1 июля данные о всех кассовых операциях должны будут в обязательном порядке передаваться прямиком в налоговую службу в режиме онлайн. Для внедрения нового порядка была разработана система прохождения платежей, требующая от всех предприятий, занятых в сфере торговли, замены или обновления кассового оборудования и программного обеспечения. Как это работает и чем грозит рынку HoReСa, разбирался «FoodService».

Автор статьи: Наталья Косарева / Москва

Поправки в Федеральный закон были приняты в июле 2016 г., а в 2017 г. вступили в силу. Начиная с февраля 2017 г. в Федеральной налоговой службе (ФНС) нельзя регистрировать кассы старого образца, но на них еще можно работать. А с 1 июля применять старые кассы будет уже незаконно. Новая касса отличается от старой тем, что вместо электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ) оснащена фискальным накопителем – устройством, кодирующим данные и передающим их в налоговую службу в онлайн-режиме. Если раньше торговые точки формировали отчеты за определенный период времени, то теперь вся информация будет поступать в ФНС ежедневно. Таким образом, данные о выручке и структуре продаж предприятий торговли, в частности ресторанов, становятся для ФНС более прозрачными и дают возможность прогнозировать поступления налогов. Кроме того, новая система позволяет осуществлять проактивный мониторинг работы торговых точек, фиксировать равномерное или неравномерное прохождение чеков. Как следствие, внеплановые проверки налоговой станут более целенаправленными и оперативными.

Перейти на новый формат работы обязаны компании и предприниматели, работающие как на общей, так и на упрощенной системе налогообложения. Отсрочка в один год дана тем, кто работает на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), что характерно для небольших предприятий в регионах. Они, а также вендинг, должны будут перейти на новые ККТ к 1 июля 2018 г. Не устанавливать новые кассы пока могут предприниматели, работающие на патентной системе, но и они со временем станут участниками новой системы.

Звенья цепи

Данные о продажах, которые кодирует фискальный накопитель, ФНС получает через посредника – оператора фискальных данных (ОФД). Его задача – обеспечить поступление в налоговую корректной проверенной информации. Технически процесс выглядит так: касса создает электронную транзакцию и отправляет ее в фискальный накопитель. Накопитель зашифровывает чек и передает его оператору фискальных данных. Сервер ОФД расшифровывает и проверяет чек, если все верно, его сохраняют и отправляют в налоговую, а кассе посылают сигнал подтверждения. ОФД на своем сайте предоставляет клиенту личный кабинет, где можно просматривать всю информацию о совершенных операциях и чеках, открытии и закрытии смен, а также статистику продаж. 

Договор с ОФД необходимо заключить одновременно с покупкой или обновлением оборудования, так как данные оператора указываются на сайте налоговой при регистрации кассы. В настоящее время на рынке работают десять операторов фискальных данных. Каждый из них предлагает годовое обслуживание стоимостью 3000 руб. Некоторые операторы разбивают тарифы на полугодовые, квартальные и прочие, поэтому у ресторана есть возможность выбрать наиболее удобную схему.  

Несмотря на электронную систему, кассы по-прежнему печатают бумажные чеки, но формат их теперь стал другим. На чеке должна отображаться довольно подробная информация о продавце и сотруднике, проводящем платеж. Каждая проданная позиция должна иметь свое наименование, кроме этого НДС и скидка, если она имеется, должны быть указаны не ко всему чеку, а к каждой позиции. Наименования товаров (в том числе позиций в ресторанных меню) пока не регламентируются государством, однако со временем ожидается формирование единого справочника, по которому можно будет проверять наименования позиций в чеке. Пока же то, насколько корректны наименования позиций в чеке, решает сам гость.  

Обязательным параметром чека стал QR-код. «ФНС запустила приложение, с помощью которого гость ресторана может считать QR-код и получить информацию, корректен этот чек или нет. Если нет, то также через приложение он может отправить эту информацию в ФНС», – объясняет директор по развитию бизнеса фискальных решений компании «АТОЛ» Юлия Русинова.

Но это еще не все подводные камни, которые ожидают ресторатора при работе с чеком. С 1 июля каждый гость имеет право попросить у официанта чек в электронном виде на электронную почту или по смс. Такой чек будет считаться подтверждением факта совершения покупки наравне с бумажным. Отправку электронного чека фактически осуществляет ОФД, поэтому важно, чтобы гость предъявил свои права до момента оплаты: официант должен занести данные гостя в кассовую систему, таким образом они отобразятся на чеке и будут прочитаны ОФД. При необходимости ресторан может отправить чек повторно на другую почту уже из личного кабинета в системе ОФД. «С отправкой чека проблем нет, но вопрос в том, сможет ли среднестатистический официант из соседних республик верно записать адрес почты или без ошибок вбить в систему адрес, который гость напишет ему сам. Если официант ошибется, то гость чек не получит и сможет пожаловаться в ФНС, а штраф за неотправленный чек – 10 тыс. руб.», – рассказывает владелец кафе «Рогалик» и руководитель компании HelpLine Павел Смирнов. При этом, согласно новому законодательству, при неоднократном нарушении порядка торговую точку могут не просто оштрафовать, но и приостановить ее работу на срок до 90 дней. «С помощью электронных чеков государство привлекает потребителей к контролю за бизнесом, – говорит Павел Смирнов. – В этом плане Россия ориентируется на опыт Южной Кореи. В 2005 г. они ввели электронную фискальную отчетность. Чтобы мотивировать жителей пользоваться электронными чеками и таким образом контролировать бизнес, государство устроило розыгрыш. Для тех, кто собирал чеки в течение полугода, разыгрывали квартиры, машины и прочие ценные призы. Граждане очень активно за это взялись, а после проведения лотереи просили чеки уже по привычке. У нас планируют организовать что-то подобное. Второй момент в том, что бумажный чек можно потерять, забыть, испортить, а электронный всегда можно предоставить для отчетности, а также при покупке техники гарантийный чек проще сохранить в электронном виде. Думаю, что электронные чеки будут просить. Это, видимо, будет таким моментом развлечения».

Бесперебойная работа

У предприятия питания есть выбор – купить новую кассу или модернизировать имеющуюся. «В зависимости от модели кассы и желаемого способа передачи данных в ОФД модернизация может быть только программной (меняется внутренняя программа кассы и шильдик – табличка с маркировкой) или программно-аппаратной, – рассказывает Юлия Русинова. – Но прежде чем модернизировать кассу, нужно понять, возможно это или нет, а также есть ли в этом экономическая целесообразность. Также следует убедиться, что программное обеспечение поддерживает новую кассу, то есть установить обновленную версию системы автоматизации вашего ресторана». 

В некоторых случаях при наличии актуальной системы автоматизации нет необходимости менять все оборудование – можно доукомплектовать старую модель фискального регистратора с ЭКЛЗ новой платой с фискальным накопителем. Стоимость такой модернизации – 15–19 тыс. руб. Если же заведение выбирает вариант покупки новой кассы, то весь комплект оборудования на один кассовый терминал вместе с работой по установке и настройке стоит, по данным участников рынка, порядка 50 тыс. руб. 

Одно из преимуществ нового оборудования – удаленная регистрация в ФНС. «В старом порядке применения ККТ налогоплательщик должен был физически нести кассу в налоговый орган для регистрации. В связи с этим постановка техники на учет занимала в среднем пять дней. Сейчас 90% операций по постановке кассы на учет осуществляются через интернет. Это экономит время и деньги налогоплательщиков плюс налоговым органам не нужно держать большое количество инспекторов на местах, что, кроме прочего, уменьшает возможную коррупционную составляющую», – поясняет  Юлия Русинова.

Сам фискальный накопитель служит 13 месяцев и после этого требует замены. В настоящее время разработаны накопители с более длительным со сроком службы – 36 месяцев. Использовать их смогут представители малого бизнеса. Это позволит снизить для них ежегодную финансовую нагрузку, а также оптимизирует условия использования накопителя – маленькая точка вряд ли сможет освоить за год весь объем стандартного накопителя, который рассчитан на 140 тыс. записей. Большой плюс в том, что для замены устройства необязательно вызывать технического специалиста – накопитель можно сменить самостоятельно, фактически как флешку, и затем удаленно зарегистрировать в ФНС. 

Еще один положительный момент при работе с новым оборудованием касается обслуживания. Если при старой системе предприятие было обязано заключать договор с центром технического обслуживания (ЦТО), то сейчас такой необходимости нет. Это не значит, что потребность в сервисе отпадает, но ожидается, что подобная ситуация изменит рынок технических услуг. «Между ЦТО возникнет конкуренция, которая позволит лучше выстроить процессы – они станут более клиентоориентированными и снизят цены на услуги. Если раньше за один кассовый аппарат просили 1200 руб., то теперь цена будет порядка 400 руб., – отмечает Павел Смирнов. – Даже для крупных компаний, которые в состоянии нанять специалистов по обслуживанию техники в штат, аутсорсинг может стать дешевле».

Техническая неувязка

Главная проблема, с которой столкнулся рынок при попытке перехода на новую систему, – дефицит этих самых фискальных накопителей. Первоначально их производила только одна компания «РИК», в марте этого года ФНС внесла в реестр еще две компании – «НТЦ «Измеритель» и «Прагматик».  Предполагается, что это снимет дефицит, однако компании-поставщики кассового оборудования и программного обеспечения не торопятся с выводами – новое законодательство предполагает слишком широкий охват, речь идет практически о всей сфере торговли, включая, например, федеральные розничные сети с десятками магазинов в разных регионах. Так, в 2017 г. должны быть обновлены 1,2 млн касс, а в следующем их дополнят еще два миллиона. Кроме масштабов стоит учитывать и то, что доля брака фискальных накопителей составляет 5–6%. По словам Павла Смирнова, к браку относят как неисправность заводских накопителей, так и их повреждение вследствие некорректной установки.

Дефицит фискальных накопителей спровоцировал спекуляцию. В начале года некоторые продавцы предлагали их по цене чуть ли не 100 тыс. руб. До сих пор на сайте www.avito.ru можно найти устройство за 40 тыс. руб., притом что его рыночная цена в настоящее время составляет 4090 руб. 

Тем не менее пока ситуация дефицита сохраняется, на государственном уровне обсуждается возможность предоставить заведениям отсрочку штрафных санкций при условии наличия договора с поставщиком оборудования. «Так произошло с продавцами алкоголя, которые должны были перейти на новые кассы с 1 марта. В конце месяца все они получили письма о том, что, если у них есть договор на поставку фискального накопителя, но поставщик ее пока не осуществил, они могут продолжать работать на старой кассе. Сейчас многие надеются получить такое же письмо, – делится Павел Смирнов. – Да, наверняка будет какой-то переходный период с отсрочкой штрафов, но, полагаю, он закончится к 1 января 2018 г.».

База, у нас проблема!

Кроме дефицита фискальных накопителей обновленное законодательство сталкивает предпринимателей и компании с более ощутимыми проблемами как технического, так и операционного порядка. Для начала стоит сказать, что сама система пока не до конца учитывает потребности и особенности разных рынков. «Законодатель не учел, что на предприятиях питания существуют такие опции, как питание персонала, оплата бонусами и прочее. Сейчас оформить все это можно только через скидку. Но тут возникает заминка. Если вы, условно, все время продаете котлеты по 100 руб., а сегодня кому-то пробили их за 2 руб., то налоговая, вероятно, обратит на это внимание, – рассказывает Павел Смирнов. – Эти нюансы, а также новые требования к продавцу будут учтены в новом формате фискальных данных – то есть в следующем регламенте, обновленном по отношению к тому, который существует сейчас. Он потребует внедрения на торговых точках, и это станет следующей задачей».  

Огромную роль при работе с новым оборудованием играет качественное интернет-подключение. Если оно по какой-то причине разорвано, касса будет продолжать печатать чеки, а фискальный накопитель – записывать информацию, которую после восстановления связи передаст в ОФД. Таким образом, накопитель может работать до 30 дней, однако, по словам Павла Смирнова, это не право продавца – накапливать и потом отправлять информацию, а только лишь техническая возможность оборудования. «Ответственность за передачу чека оператору фискальных данных лежит на торговой точке, – уточняет он. – Если нет интернета, за это отвечает ресторан. Есть точки, которые работают в подвалах, где интернет плохо ловит, иногда их владельцы рассуждают, что смогут накапливать данные и отправлять раз в день, но это уже нарушение».

Проблема интернета становится особенно актуальной для регионов. «Наличие хорошего интернет-канала может стать единственной сложностью для ресторана. Если в Москве наличие интернета в заведении – это норма, то в регионах есть огромное количество кафе и столовых, где об этом просто никогда не задумывались», – замечает генеральный директор компании UCS Сергей Горбунов. В этом отношении в законе имеется послабление для организаций и ИП, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Они могут продолжать торговлю за наличный расчет и принимать карты без использования ККТ. Местности, где это возможно, должны быть указаны в перечне, утвержденном властью конкретного региона.

Одна из особенностей нового законодательства накладывает новые серьезные обязательства на службы доставки еды. Согласно статье 4.3, пункт 1, «контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети интернет». Это означает, что ресторан или сервис доставки еды не сможет сформировать чек заранее и привезти его покупателю в распечатанном виде вместе с заказом. Каждый курьер должен будет иметь при себе мобильную кассу с доступом в интернет, которая при печати чека будет указывать на нем физический адрес, по которому осуществлена транзакция. По словам Павла Смирнова, комплект оборудования на одного курьера обойдется в 30–40 тыс. руб. Но уже сейчас существуют так называемые облачные фискальные фермы (центры обработки данных), которые позволяют курьеру сообщать о выполнении заказа и способе оплаты со смартфона и отправляют заказчику электронный чек. 

Другая проблема связана непосредственно с сутью новой системы – стремлением к прозрачности бизнеса. Система не принимает некорректные чеки, фиксирует частоту поступления чеков оператору фискальных данных, соотносит время открытия и закрытия смены со временем работы торговой точки. «Раньше чеки пробивали на так называемых «шарманках» – по сути калькулятор с печатающим устройством, отображающий на контрольном чеке только общую сумму. Кроме того, раньше фискальный чек могли просто не печатать. Ограничивались пречеком и ждали, потребует гость чек или нет. Теперь проделать все это будет невозможно: фискальный чек должен обязательно быть напечатан, иначе он не будет отправлен ОФД», – объясняет Павел Смирнов. Пречеки по прежнему остаются актуальными, но продолжительные паузы между отправкой фискальных чеков могут насторожить ФНС.

Подобная ситуация может оказаться губительной для многих предприятий питания, в особенности небольших компаний и одиночных заведений. «Экономика среднестатистического ресторана такова, что в большинстве случаев он не в состоянии нести полную налоговую нагрузку, особенно в кризисное время. И нет условий со стороны государства, позволявших бы заведениям работать таким образом. В связи с этим новые правила могут просто убить часть ресторанного бизнеса в России», – замечает владелец сети «Мясо & Рыба» Сергей Миронов.  

Некоторые эксперты, однако, оптимистично смотрят на грядущие перемены. «Вследствие действия закона рынок общепита станет более прозрачным, все данные о продажах будут уходить в big data, а ОФД будут хранить колоссальное количество информации, которая даст возможность глобального анализа рынка. Для большого количества заведений, которые работали вообще без кассы, теперь появляются технологические решения, ориентированные на малый бизнес. С их помощью процесс автоматизации и установки кассовой техники становится удобным, – говорит Сергей Горбунов. – Важный момент заключается в том, что с рынка уйдут игроки, относящиеся к бизнесу несерьезно, временщики. Работа по закону накладывают определенные обязательства, которые заставляют выдерживать и определенное качество услуг. А качественная работа – это всегда в плюс, так как доверие со стороны гостей будет только расти».

 

Андрей Кондрашин, совладелец ресторанной компании «Викон» (Владимир): 

– № 54-ФЗ за последнее время стал законом, который наиболее глобально затрагивает бизнес. Вопросов до сих пор больше, чем ответов. Изменения затронут практически каждого. Сказать по правде, для торговых точек в малых городах это может стать настоящей катастрофой, ведь многие, если не большинство из них, работали без систем автоматизации. Переход на новый порядок в перспективе нескольких лет для них означает не только покупку кассы, но и установку полноценной системы номенклатурного учета. В этом случае объем затрат может составить 120 тыс. руб. и более, что для мелких точек порой непосильные инвестиции. Например, у нашей компании была сосисочная с очень простой экономикой, в такие заведения системы автоматизации не ставят по определению, но теперь это станет необходимо. В общей сложности нам придется вложить несколько миллионов рублей в автоматизацию наших объектов и закупку нового кассового оборудования. Наша система автоматизации уже устарела и не стыкуется с новыми требованиями. 

В это время владельцы микробизнеса из сельских поселений не представляют, как им быть после 1 июля. На мой взгляд, они либо потеряют бизнес, либо уйдут в подполье, потому что больше ничего не останется. Первоначально со стороны государства шла речь о субсидиях при установке нового оборудования, но этот вопрос завис. Единственное, что хотя бы немного радует, послабление для тех, кто работает на ЕНВД, – есть возможность посмотреть, как закон будет внедряться, и покупать софт и оборудование с умом, а не в состоянии всеобщего ажиотажа.

 

Регистрации кассы пошагово

Шаг 1. Покупка нового оборудование или модернизация имеющегося.

Шаг 2. Заключение договора с ОФД.

Шаг 3. На сайте ФНС необходимо выбрать пункт «Зарегистрировать кассу» и указать параметры из паспорта устройства: заводской номер, номер фискального накопителя и данные ОФД – номер договора и ИНН. После этого сайт ФНС выдаст регистрационный номер машины (РНМ). 

Шаг 4. Подключить кассу к интернету, внести в нее РНМ и данные ОФД (хост, порт и ИНН) для того, чтобы касса установила соединение, выбрать систему налогообложения. После этого касса напечатает отчет о подключении – свой первый чек. 

Шаг 5. Снова зайти на сайт ФНС и указать три параметра с отчета о подключении: фискальный признак документа, номер чека, дату и время регистрации. Налоговая проверяет данные, регистрирует кассу и заводит ее карточку – физический документ, который можно предъявить инспекторам в случае проверки. После этого остается добавить кассу в личный кабинет ОФД.

Важный момент – при регистрации кассы необходимо внимательно проверять вносимые цифры. Даже одна ошибка может вывести из строя фискальный накопитель, вследствие чего нужно будет покупать новый.

Кроме того, предполагается, что при регистрации кассы у ресторатора уже есть личный кабинет на сайте ФНС и квалификационная электронная подпись (КЭП), позволяющая в него войти. Если нет – придется завести.

 

Буква закона

В № 54-ФЗ содержится перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику. Среди них к сфере общественного питания относятся:  

• обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы во время учебных занятий (если выручка за эти услуги превышает 50%);

• торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

• разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

• продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

• торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.

 

Ирина Ходзинская, владелица сети «Простые вещи», ресторана Cheese Connection (Москва): 

– Система контроля для налоговой значительно упростилась, теперь в этом участвуют и гости, поэтому контроль только усилится. Та часть ресторанов, которая работала недобросовестно и не показывала часть выручки, вероятно, будет продолжать это делать, но им придется гораздо сложнее. То, что этот закон вынуждает бизнес на серьезные траты, факт. Замена одного кассового аппарата без покупки новой кассы стоит порядка 25 тыс. руб., полная замена оборудования – 50 тыс. руб. минимум. Мы сделали перепрошивку – это обошлось в 14 тыс. руб. для одного кассового терминала.

Все это не так ощутимо для больших сетей. Например, у нас есть собственные IT-специалисты, и обучение персонала работе с новой системой мы осуществляем своими силами, мы можем себе это позволить. Но для малого и среднего бизнеса, для ребят, которые торгуют бургерами на 20 кв. м или кофе на четырех «квадратах», такие траты очень существенны. Предприниматели должны вложиться, не получив ничего взамен.