архив
Июнь 2017















Мнения специалистов

Александр Королев

юрист
Александр Королев родился в Москве в 1982 г. Окончил в 2003 г. Современную гуманитарную академию по специальности «юриспруденция», в 2008 г. – институт экономики и финансов «Синергия» по специальности «консультант в области налогообложения». В Ассоциации ресторанов «Веста-центр Интернешнл» работает с 2003 г., прошел путь от помощника юрисконсульта до руководителя юридического отдела. Имеет богатый опыт в юридическом сопровож-дении деятельности организаций: управлении имущественным комплексом холдинга, юридическом сопровождении сделок с недвижимостью, взаимодействии с государственными органами, юридическом анализе финансово-хозяйственной деятельности организации, правовом анализе документации, оказании правовой помощи.

Незваные гости

Слово «проверка» не оставляет равнодушным ни одного ресторатора: у каждого есть опыт взаимодействия с проверяющими органами, когда были потрачены время, деньги и нервы. Противостоять потерям можно только с помощью знаний. Ими решил поделиться Александр Королев, начальник юридического отдела компании «Веста-центр Интернешнл». В этом номере мы разберемся с видами проверок в ресторанах.

 

Выражение Президента Дмитрия Медведева «бюрократия кошмарит бизнес» отражает историю взаимоотношений рестораторов и власти. Когда в 2004 г. мы открыли «Якиторию» на проезде Дежнева, к директору приходили «знакомиться» порой по три–пять проверок в день. Надо ресторан раскручивать, инвестиции возвращать, работать по 10–12 часов в день, а тут к тебе чуть ли не через каждые два часа заходят незваные гости, которым сложно отказать во внимании. В этой статье мы попытаемся разобраться, кто сейчас «кошмарит» – или все-таки уже не «кошмарит» – ресторанный бизнес в нашей стране.

Во времена перестройки и кооперации из-за резкого и бурного перехода к рыночной экономике и частному предпринимательству деятельность по проведению проверок не была должным образом законодательно закреплена и имела хаотичный и неопределенный характер. Такая неопределенность, порой дублированность функций проверяющих органов снималась законодателем в течение нескольких лет. Принимались поправки в Закон «О милиции», Налоговый кодекс, Закон «О прокуратуре РФ», другие законы и подзаконные акты. По моему мнению, рубежом, с которого начинается современная история государственного и муниципального контроля, стал 2008 год.

Во-первых, 12 мая 2008 г. Президент Российской Федерации издал Указ № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», которым утвердил структуру федеральных органов исполнительной власти, ведущих проверки организаций и предпринимателей в настоящий момент.

Во-вторых, 15 мая 2008 г. Президент РФ издал Указ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в котором постановил разработать проекты законов, предусматривающие усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

В-третьих, следом за Указом Президента РФ № 797 вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного и муниципального контроля, а также защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля. Впоследствии в этот закон вносили различные, порой жизненно важные поправки. В настоящий момент он имеет ту структуру, которая, по сравнению с ранее действовавшим законодательством позволяет рестораторам защитить свои предприятия от необоснованных и незаконных проверок и сделать бизнес отчасти предсказуемым на нашем непредсказуемом рынке.

В-четвертых, Федеральным законом от 26.12.2008 № 293-ФЗ приняты поправки к Закону «О милиции», в соответствии с которыми с 10.01.2009 г. работники милиции не имеют права проводить проверки финансовой, хозяйственной, торговой и предпринимательской деятельности.

Для того чтобы разобраться в порядке организации и проведения проверок, необходимо выяснить, кто проверяет ресторанный бизнес в нашей стране в общем и в каждом городе в частности.

Уважаемые коллеги, так как я являюсь юристом московского ресторанного холдинга, то буду ссылаться в основном на проверяющие органы Московского правительства, но постараюсь упомянуть и другие регионы России.

Итак, существуют следующие виды контроля:

– федеральный контроль,

– региональный контроль,

– муниципальный контроль,

– общественный контроль потребителей.

 

Федеральный контроль

Федеральный контроль проводят государственные органы, подчиненные Президенту РФ и Правительству РФ. Они ведут деятельность по всей стране, не ограничиваясь одним регионом. Такие проверяющие не подчиняются ни Московскому правительству, ни  Администрации г. Казани, ни управе района «Аэропорт» г. Москвы. Для некоторых государственных органов приняты нормативные документы, разделяющие полномочия этих ведомств и полномочия власти на местах.

Перечень государственных органов федерального уровня утвержден Указом Президента РФ № 724, о котором я говорил выше. Выберем из него именно те органы и подведомственные им службы, которые являются наиболее частыми «гостями» в ресторанах и кафе.

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Всем известное МВД РФ. Официальный сайт:

www.mvd.ru.

2. Подведомственная МВД РФ Федеральная миграционная служба, сокращенно ФМС РФ. Официальный сайт: www.fms.gov.ru.

3. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – МЧС РФ. Официальный сайт:

www.mchs.gov.ru.

4. Федеральная  служба  по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, или Роспотребнадзор. Официальный сайт:

www.rospotrebnadzor.ru.

5. Федеральная служба по труду и занятости – Роструд. Официальный сайт: www.rostrud.ru.

Роспотребнадзор и Роструд относятся к Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

6. Федеральная служба по надзору

в сфере природопользования, или

Росприроднадзор. Официальный сайт:

rpn.gov.ru.

Росприроднадзор осуществляет контроль от Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

7. Подчиненная Министерству финансов РФ Федеральная налоговая служба Российской Федерации, сокращенно – ФНС РФ. Официальный сайт: www.nalog.ru.

Отдельно хочу сказать о милиции. По опыту, проверки милиции являются самым животрепещущим вопросом для рестораторов. Как я уже говорил выше, с января 2009 г. работники милиции не имеют права проводить проверку финансовой, хозяйственной и торговой деятельности вашего ресторана.

Раньше право милиции проводить проверку возникало «при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах», а также «законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность».

Первоисточником нормы, запрещающей проводить проверку, является Федеральный закон от 26.12.2008  № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Действительно, это очень положительный факт.

Однако в настоящий момент милиция обходит этот запрет, ссылаясь на Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативной розыскной деятельности» (далее Закон «Об ОРД»). На практике это происходит так: сотрудники милиции, приходя к вам в заведение, предъявляют постановление о производстве оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ). Статья 6 Закона «Об ОРД» устанавливает перечень ОРМ, которые могут проводить работники милиции у вас в ресторане: опрос

 

      

Все мнения

РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».

Андрей Кондрашин

ресторатор

Эффект новизны

Есть ли шанс у региональных рестораторов выделиться в толпе безликих пиццерий и суши-баров и создать новую оригинальную концепцию? А главное, стоит ли это делать? Об этом взялся порассуждать ресторатор Андрей Кондрашин, управляющий заведениями во Владимирской области и потому знакомый с темой не понаслышке.