архив
Июль 2017

Ориентир

Бизнес в лепешке

Ниша

Между Севером и Югом

Вслух

От коктейля до кукси

Рынок

На один раз














Мнения специалистов

Виктор Проскурин

консультант
Виктор Проскурин родился в 1975 г. Работает в компании Deloshop с 2007 г. С декабря 2008 г. занимает должность исполнительного директора. Отвечает за продажу предприятий и привлечение инвестиций от 100 млн руб., также курирует организацию предпродажной подготовки бизнеса и взаимодействие с фондами и другими финансовыми институтами. Получил экономическое образование в Юго-Западном государственном университете, дополнительно обучался по специальности «оценка бизнеса» в Финансовой академии при Правительстве РФ. Начал карьеру в 1996 г. в компании Coca-Cola, затем в качестве коммерческого директора работал в российских компаниях, последняя – «Малтимекс».

Выгода открытости

Ресторанный бизнес в России пока еще очень старомоден. Если ритейлеры один за другим проводят IPO и осваивают современные технологии управления, то большинство рестораторов оскорбляются при вопросах СМИ о владельцах или годовой прибыли. Исполнительный директор компании Deloshop Виктор Проскурин рассуждает о том, насколько выгодно быть открытым. Работа по поиску инвесторов позволит улучшить бизнес и найти деньги для активного роста.

 

  

Владелец бизнеса должен понимать, что деньги нужно искать всегда. Унас не все это осознают. Считают, что можно развиваться за счет собственной прибыли. На самом деле только в редких случаях это работает. Скажем, чтобы открыть небольшой ресторан, вы вложили 10–15 млн руб. Приносить он будет 30% в год. Следовательно, чтобы открыть следующий ресторан, придется ждать минимум три года. Но это очень низкая скорость. Соответственно, надо привлекать финансирование. Поверьте, сейчас много денег в стране. Мало профессионалов, которые могут доказать, что им эти деньги можно доверить. Ресторанный бизнес характеризуется довольно высокой доходностью – от 30 до 200% годовых, хотя, как видим, разброс очень большой. У хороших проектов годовая окупаемость – 100–120%. Это значит, что рестораны вполне привлекательны для тех, кто думает о вложении средств.

Можно обратиться в банк, но сразу скажу, что это не очень хорошая идея. Сбанком в рисковые проекты идти не стоит. От неудач никто не застрахован – что-то не так пошло и вы прогорели. Банк потребует не только вернуть деньги за ресторан, но заберет ваше имущество с большим дисконтом.

Кроме того, и сам банк не очень охотно будет с вами сотрудничать. Конечно, есть программы для малого бизнеса икакие-то деньги вам дадут, но будет ли их достаточно? И что за это потребуют? Впервую очередь у вашего уже действующего бизнеса должен быть какой-то денежный поток. Кроме того, у банка есть требования к залогу, а в ресторане с этим сложно, там все в аренде. Вряд ли вам дадут денег больше, чем на треть ресторана. Предположим, на открытие ресторана нужно 100 руб., а банк даст 30 руб. Вы будете зарабатывать 50 руб. Чтобы кредит вернуть, вам нужно будет отдавать 10руб. – тело кредита и 3 руб. – проценты. И это всего лишь за треть стоимости ресторана. Соответственно, быстро развиваться с банком тоже не получается. Если и есть смысл брать деньги в банке, то только небольшую сумму на пополнение оборотных средств.

Более здравый вариант – это пойти кинвестору. Инвестор покупает долю, он с вами в бизнесе. Причем может быть по-разному: контрольная доля увас, а неконтрольная у инвестора или наоборот. Кстати, многие инвесторы предпочитают брать неконтрольную долю. Они не хотят возиться с бизнесом. Их вполне устраивает, что вы хозяин и будете развивать проект. У вас нет мотивов красть деньги: зачем у самого себя воровать? Инвестор будет зарабатывать на прибыли, но самое главное он заработает потом, когда года через два-три он продаст свою долю либо вам, либо другому инвестору.

Инвестиционные фонды – это золотое дно. У них есть деньги и их нужно куда-то вложить. Большинство инвестиционных фондов не своими средствами оперируют, а деньгами западных банков. Там сидят эксперты, которые смотрят, какие сейчас тенденции на рынке, куда имеет смысл вкладывать, что перспективно, а что нет. Надо только суметь увлечь их своей идеей. Если вы развиваетесь правильно, то будете жить припеваючи – зарабатывать вместе сфондом и очень быстро расти. Многие успешные проекты на Западе именно с фондами и выросли. Фондов много, порядка 350, хоть каждый день пишите предложения в новый.

Конечно, в инвестиционный фонд надо идти тогда, когда у вас уже есть проект. Фонд должен понимать, куда дает деньги, оправдать свое решение. Он же очень рискует, ведь залогов не берет, как банк. Отсюда следуют серьезные требования к бизнес-плану. Инвестор должен убедиться, что партнер хороший.

Есть, правда, специфическая проблема: сложно найти инвестиционный фонд, который бы рассматривал проект вложения $5 млн и меньше, вот $10, 20 млн – пожалуйста. То есть они работают с крупными суммами. Поэтому в ресторанном бизнесе много частных инвесторов, которые готовы вкладывать и не такие большие деньги. Слава богу, законодательство в этом отношении в России меняется. Уже можно заключать нормальные акционерные соглашения и доверять незнакомым людям. Частный инвестор помимо денег часто вкладывает собственную энергию, возможности, связи, у кого-то простаивают помещения.

Еще один способ привлечения денег в бизнес, распространенный на Западе, – выйти на биржу с акциями своей компании. Россия пока отстает в этом вопросе. Хотя интересный проект можно вывести в сектор малых предприятий на ММВБ. Так как у них всего восемь проектов за все время существования сектора, они готовы активно помогать, чуть ли не презентацию за вас сделают, лишь бы была идея хорошая.

Ну и последний, очень удачный вариант финансирования ресторанного бизнеса – продажа франшиз. По сути это все та же работа с инвестором, только обычно с небольшим. Тему франчайзинга я в этой статье развивать не буду, так как это отдельный серьезный разговор.

Итак, первую мысль мы уяснили – развиваться без привлечения денег в современной экономической ситуации не получится. Конкуренты вас моментально обгонят. Вторая мысль, которая еще более сложно приживается в нашей стране, чем первая – для того, чтобы вами интересовались и давали деньги, нужно быть открытыми по отношению к профессиональным инвесторам, регулярно рассказывать им о вашей реальной выручке, прибыли, перспективах развития.

Надо отметить, что срок привлечения инвестора – не один день, а от трех месяцев до года. Настройтесь на долгую продолжительную борьбу. Вообще, работу по поиску денег лучше вести постоянно. Хорошо иметь для этих целей специального сотрудника или даже целый отдел. Крупные компании так и делают – у них есть отделы по связям с инвесторами. Если увас нет сил на собственного человека, проще взять специалиста на аутсорсинге.

Для начала нужно проработать вашу идею и составить бизнес-план (инвестиционный меморандум). Удивительно, но все мне звонят и просят выслать образец меморандума. Нельзя этого сделать, общего документа не существует. Смотрите информацию о компаниях, которые торгуются на бирже, и осваивайте общие принципы.

Вообще, составление меморандума ябы тоже посоветовал отдать специалисту. Сколько я ни видел таких документов, составленных силами непрофессионалов, всегда получались «Веселые картинки» про «самый лучший ресторан», которые не могут заинтересовать серьезного человека или тем более компанию. Не надо пытаться замусорить глаза людям красивыми описаниями. С сухими фактами гораздо интереснее разговаривать с инвесторами. Они уже и так поняли, что нет идеальных проектов, побегали, помучились. Не надо переживать, если не все так хорошо. Помните, что уинвестора есть деньги, которые ему нужно в любом случае куда-то пристроить, иначе они обесцениваются.

Инвестиционный меморандум обязательно должен отвечать на вопросы, когда вернутся деньги, какие риски существуют, какие издержки. Необходимо рассказать об активах, как они будут передаваться. Обычно описываются три сценария развития бизнеса с доходностью в годовых (минимум, средний, максимум) и условия, при которых эти сценарии возможны. Навсю презентацию отводится две–три страницы, так что вода и красивости просто не должны поместиться.

Далее специалист, который в вашей компании будет отвечать за привлечение средств, возьмет вашу презентацию и начнет общаться с потенциальными инвесторами. Он составит тизер – краткое объявление о вашем предложении – и будет рассылать его по фондам, а затем ходить на встречи с заинтересовавшимися людьми. Если нашелся потенциальный инвестор, вы с ним подписываете договор о конфиденциальности иначинаете завлекать его своей идеей, уговаривать. Ежемесячно информацию о проекте надо обновлять. Вот, к примеру, случился разговор с инвестором, где он сказал, что не даст денег по тем или иным причинам. Нужно это учесть, проработать, поехать, например, в Германию на выставку, посмотреть новое оборудование, поискать интересные предложения по помещениям и т.д. Очень важно не потерять связь с инвестором. Часто он быстро теряет интерес: «А, это ерунда!» Затянуть его обратно сложно. Так что необходимо предлагать все время что-то новенькое, интересное. Держать инвестора нужно в первую очередь за счет улучшения предложения. Откажет один раз, другой, а потом согласится – обычное дело.

Вы удивитесь, когда поймете, что работа по поиску инвесторов сделает вашу компанию значительно лучше. Вам придется улучшить отчетность, отрегулировать отношения внутри компании и с партнерами. Вам нужно будет постоянно думать над развитием и инновациями, что даст фору перед конкурентами. Выдаже на финансовые отчеты начнете смотреть другими глазами. Поразительно, но до сих пор многие российские бизнесмены не анализируют отчет о движении денежных средств. 80% предпринимателей спроси, какая доходность бизнеса в годовых, а они даже не знают, как это посчитать. Необходимо знать, с какой скоростью вам возвращаются деньги, аработа с инвесторами приучит вас над этим работать. Не бойтесь быть открытыми. Если вы двигаетесь быстро, информация о вас сразу устаревает иукрасть ничего невозможно.

 

 Возможные источники инвестиций

1. Банковский кредит.

2. Инвестиционные фонды (фонды прямых инвестиций, венчурные и т.д.).

3. Частные инвесторы.

4. Продажа франшизы.

5. Сектор ИРК на ММВБ.

 

Основные этапы привлечения инвестора

– Формулирование идеи

– Составление тизера

– Рассылка тизера потенциальным инвесторам

– Передача инвестиционного меморандума

– Проведение глубоких переговоров

– Предварительная устная договоренность

– Рассылка договора о намерениях

– Проверка due diligence

 

Все мнения

РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».

Андрей Кондрашин

ресторатор

Эффект новизны

Есть ли шанс у региональных рестораторов выделиться в толпе безликих пиццерий и суши-баров и создать новую оригинальную концепцию? А главное, стоит ли это делать? Об этом взялся порассуждать ресторатор Андрей Кондрашин, управляющий заведениями во Владимирской области и потому знакомый с темой не понаслышке.