архив
Ноябрь 2017

Ориентир

Ниша

Есть идея

Рынок













Мнения специалистов

Елена Белоусова

Юрист-консультант
Елена Белоусова – независимый юрист-консультант. Родилась в Москве. В 1985 г. окончила Всесоюзный юридический заочный институт (ныне МГЮА). Юрист с 20-летним стажем работы в Министерстве юстиции РФ, советник юстиции 1 класса, федеральный третейский судья. В течение пяти лет возглавляла юридический департамент в компании «Арпиком». Ведет курс лекций по юридическим аспектам ресторанного бизнеса в RМА.

По новым правилам

Изменения в алкогольном законодательстве, недавно вступившие в силу, затронут интересы многих рестораторов. Вплотную столкнуться с ними придется, когда возникнет необходимость получения, переоформления или продления срока действия лицензии на розничную торговлю алкоголем. Юрист Елена Белоусова подготовила для «FoodService» статью о тонкостях и подводных камнях получения лицензии на торговлю алкогольной продукцией в общепите.

Оформление лицензии на реализацию алкоголя для ресторатора является задачей особой важности, требующей вдумчивого изучения действующего законодательства, а также сил, средств и времени.

Некоторые рестораторы наивно полагают, что фирмы, которые оказывают услуги по оформлению лицензии, чудесным образом устранят все недостатки на их объекте. Увы, даже при продлении срока лицензии придется потрудиться не одну неделю, чтобы собрать все необходимые документы и подготовиться к обследованию объекта сотрудниками органов лицензирования на предмет соблюдения соискателем лицензионных требований. Надеюсь, что эта статья поможет избежать многих типичных ошибок, и вы не лишитесь оплаченной госпошлины за досадные недочеты, выявленные в ходе проверки объекта органами лицензирования.

22 июля 2011 г. опубликован Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (№ 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. – прим. ред.) и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее именуем его ФЗ № 218). В соответствии с принятыми поправками изменено название основного закона, регулирующего сферу производства и оборота алкогольной продукции. Теперь оно звучит следующим образом: «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее ФЗ № 171).

Действие ФЗ № 171 распространяется на юридических лиц (организации), осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и физических лиц, состоящих с указанными организациями и ИП в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющих отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцов), а также на отношения, связанные с потреблением алкогольной продукции.

Прежде чем приступить к непосредственному изучению вопроса, обозначим основные понятия, которые используются в нормативно-правовых актах и пригодятся нам в работе.  Оборот – закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего закона. Алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.  

Розничная продажа алкогольной продукции – вид деятельности, связанный с закупкой и хранением алкогольной продукции, ее дальнейшей реализацией, включая оказание услуг общественного питания покупателям для личного, семейного, домашнего потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции – специальное разрешение на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу. Соискатель лицензии – юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии и (или) приложения к ней. Лицензиат – юридическое лицо, имеющее лицензию. Обследование – проверка соответствия объекта лицензирования лицензионным требованиям и условиям при рассмотрении заявления о выдаче или продлении лицензии.

Оплата госпошлины

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за предоставление (переоформление, продление) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается до подачи заявления и составляет: • 40 тыс. руб. за каждый год срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции – за предоставление лицензии или ее продление; • 2000 руб. за переоформление лицензии. Лицензия выдается на срок, указанный соискателем в заявлении, но не более пяти лет. Соответственно, за весь указанный срок должна быть уплачена пошлина. Возврат или зачет государственной пошлины в случае отказа уполномоченного органа в предоставлении лицензии, согласно ст. 333.40 НК РФ, не предусмотрен.

Административные регламенты

Каждый субъект РФ обязан привести свои законодательные акты в соответствие с изменениями федерального законодательства в области регулирования оборота алкогольной продукции (ФЗ № 218). Для этого субъекты федерации утверждают административные регламенты предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции». В них устанавливается последовательность и сроки административных процедур по выдаче лицензии (дубликата лицензии), переоформлению лицензии, продлению срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемых по запросу юридического лица. Правительство Москвы утвердило такой регламент постановлением № 59-ПП от 21.02.2012. 

Регистрация договора аренды

Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, согласно ч. 2 ст. 651 ГК РФ, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Несоблюдение требования о государственной регистрации договора аренды влечет его недействительность. Информация, содержащаяся в таком «незарегистрированном» договоре, является недостоверной, а выявление в представленных документах недостоверных данных является основанием для отказа в выдаче лицензии, а также для ее аннулирования (п. 9 ст. 19, п. 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

Требования к хранению алкогольной продукции

К хранению алкогольной и спиртосодержащей продукции, расфасованной в потребительскую тару, предъявляются особые требования. Согласно утвержденным «Техническим условиям...», алкогольная и спиртосодержащая продукция должна храниться в стационарных, конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, которые соответствуют, в частности, следующим требованиям:

 • расположены в зданиях (сооружениях), соответствующих требованиям, установленным Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений;  • изолированы от служебных, подсобных помещений капиталь-ными стенами;  • оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим способом побуждения;  • оборудованы измерительными приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции;  • оборудованы стеллажами и (или) поддонами высотой не менее 15 см от пола, расположенными на расстоянии не менее 1 м от систем отопления, водопроводных и канализационных труб; • светильники на складе должны иметь защитные плафоны; • оконные проемы (при их наличии) должны быть оборудованы защитными устройствами (жалюзи, карнизами и другими приспособлениями) для защиты от облучения помещений прямыми солнечными лучами; • расположение строительных конструкций склада должно соответствовать проектной документации на здание; • должны иметь систему обеспечения пожарной безопасности (пожарную сигнализацию, первичные средства пожаротушения).  Также регламентировано, что на площади склада недопустимо: • хранить продукцию, не являющуюся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару; • размещать на одном поддоне разные виды продукции; • размещать продукцию, не обеспечив при этом свободный подход к ней. Заметим также, что для каждого вида продукции установлены свои условия хранения.

Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции

Новая редакция п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ регламентирует, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции: а) в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; б) в организациях культуры, за исключением расположенных в них пунктов общественного питания; в) во всех видах общественного транспорта, на остановочных пунктах (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; г) на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан, на прилегающих к таким местам территориях; д) на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; е) в нестационарных торговых объектах.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в п. «г» и «е», не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5%, пива и пивных напитков при оказании услуг общепита (т.е. слабоалкогольную), а также на розничную продажу алкоголя, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли. Как и прежде, запрещена реализация алкоголя несовершеннолетним. В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия он вправе потребовать у него документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить его возраст. За продажу алкоголя несовершеннолетним увеличены штрафы до 80 тыс. руб., либо предусмотрено наказание в виде исправительных работ сроком до одного года.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Так, например, в Москве, согласно ППМ-106, запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 100 м от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков. Однако этот запрет не распространяется на розничную продажу алкоголя, осуществляемую при оказании услуг общественного питания на расстоянии от 25 м от указанных объектов. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 25 м от медицинских организаций, вокзалов, аэропортов, станций метро, железнодорожных платформ, объектов военного назначения, объектов спорта.

Порядок выдачи лицензий

В статью 19 Федерального закона № 171-ФЗ, регламентирующую порядок выдачи лицензий, изменения внесены не только Федеральным законом № 218-ФЗ (п. 17 ст. 1), но и Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ (ст. 13). В частности, уточнен и дополнен перечень документов, представляемых в лицензирующий орган. Так, в заявлении о выдаче лицензии нужно теперь указывать и e-mail организации, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, уведомлений с использованием электронной подписи (пп. «а» п. 17 ст. 1 Федерального Закона № 218-ФЗ).  Некоторые документы заявителем могут не предоставляться (например, копия документа о государственной регистрации юридического лица, заключения органов о соответствии производственных и складских помещений требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям). В таком случае по межведомственному запросу лицензирующего органа необходимые сведения предоставляют в электронной форме уполномоченные федеральные органы.

В целом перечень документов, необходимых для получения лицензии, не претерпел существенных изменений, кроме того, что из него исключен документ, подтверждающий наличие охранной сигнализации торгового объекта. В перечень входят (п. 3.2 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ): • заявление; • копии учредительных документов; • копия документа о государственной регистрации юридического лица; • копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе; • копия документа об уплате госпошлины за предоставление лицензии; • документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала; • документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более; • заключения уполномоченных госорганов о соответствии торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям. Требовать от заявителя документы, не предусмотренные данным перечнем, недопустимо (новый п. 3.3 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ). Одним из оснований для отказа в выдаче лицензии, а также ее продления, является наличие у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Причем задолженность проверяется на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии. Сведения получаются лицензирующим органом самостоятельно по межведомственному запросу.

Переоформление лицензии

Лицензия, выданная до 22.07.2011 г., действует до окончания указанного в ней срока в отношении обособленных подразделений лицензиата только при условии соответствия их места нахождения особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, в противном случае она должна быть переоформлена. Организация должна будет прекратить розничную продажу алкоголя в обособленном подразделении, находящемся на территории, прилегающей ко вновь открытому объекту спорта, детской, образовательной, медицинской организации. Непосредственное определение этих границ осуществляется решениями органов местного самоуправления.  Переоформлять лицензию теперь требуется и в случае окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности (п. 12 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Вести деятельность по ранее выданной лицензии лицензиат или его правопреемник может не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств по ее переоформлению (п. 14 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ, действуют до окончания указанного в них срока (п. 6 ст. 16 Закона о госрегулировании оборота алкоголя).

Сопроводительные документы на алкоголь

При проведении обследования объекта проверяющие органы потребуют от ресторатора предоставить документы на алкогольную продукцию. Напомним, что продукция, поступающая на склад компании, должна сопровождаться документами, которые подтверждают легальность ее оборота. Согласно ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ таковыми являются: товарно-транспортная накладная (ТТН) и справка к ней (для продукции, произведенной на территории РФ), справка к грузовой таможенной декларации (ГТД) (для импортированной продукции). Кроме того, организациям общественного питания, предлагающим своим посетителям спиртные напитки, следует помнить, что алкогольная продукция включена в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Приостановление действия и аннулирование лицензии

Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии на оборот алкогольной продукции регулируются ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ. В процессе применения правовых норм названной статьи как у лицензирующего органа, так и у субъектов предпринимательства нередко возникают вопросы, связанные с неоднозначным пониманием этих норм.  Если у вас есть вопросы и комментарии к статье, а также имеются ситуации из практики, которые вы хотели бы обсудить, пишите по адресу: belem@mail.ru.     

Проверка торгового объекта органами лицензирования

Приложение к распоряжению Департамента торговли и услуг города Москвы от 12 января 2012 г. № 1  Административный регламент Департамента торговли и услуг города Москвы по исполнению государственной функции осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции на территории города Москвы  IV. Проведение проверки соблюдения лицензионных требований в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии.

4.1. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, уполномоченными должностными лицами Департамента проводятся документарные проверки (экспертиза документов) и внеплановые выездные проверки (обследования) без согласования с органами прокуратуры.

4.3. Внеплановая выездная проверка соискателя лицензии или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, проводится в отношении юридического лица на объекте лицензирования, указанном в заявлении о выдаче лицензии, о переоформлении или продлении лицензии.

4.5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, являются: 4.5.1. Наличие стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м. 4.5.2. Соответствие объекта лицензирования требованиям ограничений места нахождения, установленных пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ и постановлению Правительства Москвы № 1069-ПП и другим нормативным правовым актам в сфере оборота алкогольной продукции. 4.5.3. Наличие в объекте лицензирования установленной и зарегистрированной контрольно-кассовой техники. 4.5.4. Соблюдение лицензиатом, представившим заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции. 4.5.5. Наличие на имеющуюся алкогольную продукцию сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, а также сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота (товаротранспортных накладных (ТТН), разделов «А» и «Б» справок к грузовой таможенной декларации (ГТД)/таможенной декларации для алкогольной продукции, ввозимой (импортируемой) в РФ, разделов «А» и «Б» справок к ТТН для алкогольной продукции, производимой на территории РФ), достоверность, полнота и правильность сведений, содержащихся в них. 4.5.6. Наличие федеральных специальных марок на имеющейся алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, или акцизных марок на имеющейся алкогольной продукции, ввезенной (импортированной) в Российскую Федерацию. 4.5.7. Наличие информации на русском языке, сопровождающей имеющуюся алкогольную продукцию, содержащей сведения о ее наименовании, цене, наименовании производителя (юридическом адресе), стране происхождения, сертификации алкогольной продукции [...]. 4.5.8. Соблюдение лицензиатом, представившим заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, минимальных цен на имеющуюся алкогольную продукцию.

4.6. Внеплановая выездная проверка соискателя лицензии или лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, включает следующие этапы: 4.6.1. Оформление распоряжения руководителя Департамента (заместителя руководителя Департамента) на проведение внеплановой выездной проверки объекта лицензирования. 4.6.2. Направление уведомления о проведении внеплановой проверки по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган (Департамент) осуществляет переписку, с использованием электронной подписи, и (или) непосредственное предъявление в момент начала проведения проверки в форме соответствующего распоряжения руководителя или заместителя руководителя Департамента. 4.6.3. Предъявление служебного удостоверения должностными лицами Департамента при начале осуществления проверки, обязательное ознакомление руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя или заместителя руководителя Департамента о проведении проверки и с полномочиями проводящих проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками и с условиями ее проведения. 4.6.4. Внесение должностными лицами Департамента в журнал учета проверок, находящийся у юрлица, записи о проведении проверки. 4.6.5. Проведение проверки и оформление акта проверки в двух экземплярах. К акту прилагаются документы, связанные с результатами мероприятия по контролю. Второй экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю или законному представителю соискателя или лицензиата (по доверенности) и (или) направляется не позднее трех дней после составления акта по юридическому и фактическому адресу организации посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле. 4.6.6. Выдача должностными лицами Департамента предписания в случае выявления нарушений лицензионных требований, в котором указывается срок для их устранения. Предписание составляется в двух экземплярах, один из которых приобщается к акту проверки. Второй экземпляр вручается руководителю или законному представителю соискателя лицензии и лицензиату (по доверенности) и (или) направляется не позднее трех дней после составления акта по юридическому и фактическому адресу организации посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле. 4.6.7. В срок, указанный в предписании, прием и рассмотрение документов, подтверждающих устранение (неустранение) выявленных нарушений лицензионных требований, и составление дополнения к акту проверки. 4.6.8. Подготовка заключений для принятия решений о выдаче (об отказе в выдаче), о переоформлении (об отказе в переоформлении) или о продлении (об отказе в продлении) срока действия лицензии и оформление таких решений.     

Все мнения

РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Елена Победоносцева

Командная игра

Работа по обучению персонала в ресторане должна вестись непрерывно. Однако бывают случаи, когда в коллективе вроде бы опытных сотрудников нет единства – и риск ухудшения качества сервиса в данном случае велик. Почему так происходит и что нужно знать, чтобы создать эффективную команду, объясняет бизнес-тренер Елена Победоносцева.

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».