архив
Сентябрь 2017

Ниша

Всегда наготове

Вслух

Uno, duo, tre

Мнение

Рынок















Звери в игре



Все чаще в ресторанах можно встретить домашних животных, разгуливающих по залу или содержащихся в отдельном уголке. Зверей любят и дети, и взрослые, поэтому они становятся одним из дополнительных средств привлечения и развлечения гостей. Во сколько предприятиям питания обходится содержание животных и как на это смотрят проверяющие органы, выяснил «FoodService».

Автор статьи: Валерия Лобко/Москва, Анна Коварская/Санкт-Петербург

 

Одним из первых московских заведений, на  попечении которых находятся животные, стал открывшийся 17 лет назад ресторан «Шинок», принадлежащий ресторатору Андрею Деллосу. Согласно концепции заведение представляет собой украинский дворик, где в отдельном зале за стеклом представлена зарисовка сельской жизни: там живут павлины, фазаны, куры, а также кролик, козленок и корова. Там же на импровизированной завалинке сидит женщина в национальном костюме, которая в течение дня ухаживает за животными. Свой мини-зоопарк есть и у принадлежащего холдингу Ginza Project ресторана «Эларджи»: здесь в вольерах живут коза и кролик, рядом стоит большая клетка с белкой, а по соседству  – клетки с попугаями. За животными как минимум два часа в день ухаживает зоотехник, обеспечивая питомцам чистую подстилку, корм и воду, их содержание обходится в 1000 руб. в день. Как правило, гости животным рады: дети их  кормят, взрослые фотографируют. Еще одним колоритным заведением, в стенах которого обитают животные, стал другой ресторан Ginza Project – «МариVanna». По замыслу создателей ресторан представляет собой советскую квартиру, оформленную в стиле 1970- х  гг., в которой обитают кот Вениамин, рыбка Петя и попугай Павлик. «Эти животные живут здесь уже шесть лет, с самого открытия ресторана, это их дом, и каждый посетитель, приходящий в «МариVanna», в первую очередь приходит в гости к нашим питомцам. Кот Веня – колоритный британец, по  характеру очень своевольный, без стеснения гуляет между столами и  спит в любом понравившемся месте,  – рассказывает генеральный директор ресторана Анна Рунова. – Кроме того, долгое время у нас жил пес – чихуахуа Шурик, но сейчас он на пенсии. Скоро вместо него приедет его брат и также будет жить в «МариVanna»». Ухаживают за животными всем коллективом, кормят три раза в день, а раз в неделю производится уборка клетки и аквариума. Кроме того, раз в месяц кот Вениамин посещает салон Groom Room (Ginza Project), где он проходит лапокюр. Раз в полгода все животные проходят ветеринарное обследование, в ходе которого им делают необходимые прививки.

В кафе «Солод» на улице Космонавтов живут три пятилетних кота-британца – Персик (персиковый окрас), Маврик (шоколадный мрамор), Грейси (серый) – и трехцветная кошка Николь. «Коты появились у нас случайно в  2009  г.: соседская кошка, забежав к  нам на склад, родила там котенка, мы  его выходили и потом отдали. Однако без него стало скучно, и в скором времени мы завели одного котенка, потом еще двоих, а недавно нам отдали кошку – хозяйка уехала в Болгарию на постоянное место жительства, – рассказывает управляющий кафе Павел Ванюшин. – За котами у нас ухаживают все, у кого появляется свободное время: уборщица, администратор, официанты. Звери для нас как члены семьи». Не обходится в ресторанах и без экзотических животных. Так, в принадлежащей холдингу «Веста-центр интернешнл» «Якитории» на Нижегородской улице живет шипохвостая игуана по имени Гоша, которая переселилась в Москву из Сальвадора. Гоше уже 3,5 года, и  он живет в просторном террариуме, где сымитирована природная среда обитания игуан  – там есть ветви деревьев, водоем, камни и водопад. «Гоша – любимец посетителей «Якитории» и  обитателей района Нижегородский. Многие приходят на него просто посмотреть, понаблюдать: как взрослые, так и дети радуются встрече с редким животным», – отмечает PR-директор компании Инна Исмайлова. За Гошей ухаживает специалист, который приходит к  нему каждый день. Он кормит его свежими овощами, чистит террариум и выгуливает. С соседним зоомагазином, где был приобретен Гоша, заключен договор по обслуживанию и уходу за животным. Игуана имеет все ветеринарные сопроводительные документы и справки, а Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ежегодно проверяет состояние и  содержание этой рептилии. В этой «Якитории» также есть пять аквариумов, которые находятся на обслуживании специалистов-аквариумистов. 

В ресторанах «Дед Пихто» внимание привлекают клетки с птицами. В ресторане на Лесной улице живут шесть амадинов, а в ресторане на  Мясницкой – пять канареек и один амадин. «Наши птицы содержатся парами в отдельных клетках, благодаря чему их количество постоянно увеличивается. За птицами ухаживают хостес, на их содержание тратится около 2000 руб. в месяц. Что примечательно, нашему ресторану на Мясницкой пять лет, на Лесной – почти год, и ни  одна птица за это время не погибла, даже в зимнее время, когда возможны сквозняки. Летом клетки с птицами мы выносим на веранды», – делится управляющая ресторанами «Дед Пихто» Ирина Мельникова.

 

Редко, но метко

Есть и такие заведения, в которых звери не живут на постоянной основе, а приезжают лишь на определенное время. В их числе рестораны «Хачапури» и «Узбекистан». Грузинские «Хачапури» знамениты бараном Толиком, который имеет собственные страницы на facebook и в Instagram, которые ведет PR-директор сети, и  ездит на мероприятия в качестве приглашенной знаменитости. «Мы  прочитали книгу о продвижении бренда в социальных сетях, где в качестве одного из  приемов было рекомендовано завести страницу какого-нибудь вымышленного персонажа. Мы решили, что это будет баран, после чего под страницу завели нашего Толика. Сегодня Толик  – это уже состоявшаяся медийная личность, его приглашают на  ресторанные премии, а в этом году он гулял по ковровой дорожке премии «Муз-ТВ». На ресторанном рынке, пожалуй, нам единственным удалось так раскрутить свое животное», – рассказывает PR-директор «Хачапури» Анна Шпак. За годы работы ресторанов роль Толика исполняли несколько баранов. Нынешний Толик живет на  ферме в  Троице-Лыково, а  в ресторан приезжает по выходным и праздникам. Рабочий день Толика обычно начинается в полдень – его привозят в  ресторан, переодевают в один из  костюмов, и он идет на детскую площадку, где общается с детьми. Если же он  участвует в какой-либо промоакции, то  обычно прогуливается по городу со  своим сопровождающим. По словам Анны Шпак, Толик занимает большую статью расходов в бюджете компании, которая включает расходы на логистические, медицинские нужды, расходы на его содержание, участие в мероприятиях, на одежду и  на человека, который за ним присматривает. Один раз привезти его в кафе обходится в  7–8 тыс. руб.  Животные в ресторане «Узбекистан» проживают также на временной основе: в теплое время года на летней веранде во внутреннем дворике в клетке живут павлин и пава. За птицами ухаживают уборщики заведения – чистят клетку и насыпают корм. Зимовать павлины уезжают на  подмосковную ферму. «Павлины  – экзотичные и очень красивые птицы, они добавляют особый колорит восточному великолепию ресторана. Они стали визитной карточной ресторана «Узбекистан» наряду с блюдами национальной кухни. Раньше наш ресторан брал павлинов в аренду у московского зоопарка, но несколько лет назад мы решили завести собственных птиц. В  домашних условиях при должном уходе павлины живут 20–25 лет, поэтому пока мы их не меняли», – рассказывает PR-менеджер ресторана «Узбекистан» Светлана Сорокина.

Ресторан «Храм Дракона» располагает как собственными животными, которые постоянно находятся в заведении, так и приглашенными дрессированными, которые приезжают по выходным дням с небольшими цирковыми номерами. На постоянной основе в ресторане проживают рыбы, плавающие в реке под стеклянным полом ресторана, свободно перемещающиеся по залу черепашки, фазан, утки-мандаринки и канарейка в  клетке. Питомцев можно покормить специальным кормом, который необходимо приобрести у сотрудников заведения. По субботам на детские праздники привозят цирковых животных: питона, игуану, собак, кошек и голубей.

 

Живое имущество

С юридической точки зрения наличие животных в ресторане – вопрос спорный. С одной стороны, содержание животных и птиц в ресторане нигде не запрещено, поскольку в регулирующих деятельность предприятий общепита СанПиНах сказано лишь о  необходимости борьбы с грызунами, членистоногими (тараканы) и насекомыми (мухи, муравьи). Однако, с  другой стороны, владельцы животных, проживающих в ресторанах, должны соблюсти множество санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных правил и норм общежития. К примеру, собаки подлежат обязательной регистрации, ежегодной перерегистрации и вакцинации против бешенства в государственных ветеринарных учреждениях по месту нахождения заведения, в котором проживает питомец, а вновь приобретенные животные должны быть зарегистрированы там же в  двухнедельный срок (об утверждении «Методики и порядка городского учета и регистрации собак», распоряжение первого заместителя премьера Правительства Москвы от 7 декабря 2000 г. №1022-РЗП). Не разрешается допуск животных на кухни предприятий общественного питания, поэтому заведениям с открытой или частично открытой кухней задумываться о животных не стоит. Запрещается выгул собак на территории заведения без поводка и намордника, а при нанесении собакой или кошкой укусов гостям владельцы животных обязаны сообщать об этом в ближайшие государственные учреждения. Вред же, причиненный животными имуществу или личности других лиц, подлежит возмещению собственником этих животных.

По мнению независимого юриста Елены Белоусовой, во избежание негативных последствий на предприятиях общественного питания держать животных не следует. «Конечно, официально содержание животных в  местах общественного питания нигде не запрещено, однако по этому вопросу существует очень много законодательных требований, которые сложно учесть в реальной жизни, – считает она. – Например, для ухода за питомцами необходимо иметь отдельный персонал, не контактирующий с производством и обслуживанием гостей, что фактически нереально. Поэтому, чтобы не возникло сложной санитарной ситуации, лучше отказаться от таких экспериментов. При возникновении каких-либо проблем с содержанием животных на предприятиях общественного питания за последствия отвечает директор заведения». 

Рестораторы, однако, утверждают, что обычно проблем с проверяющими органами не возникает. «В  «МариVanna» животные живут уже шесть лет, и за все это время мы ни разу не получали каких-либо претензий со стороны СЭС. Законодательно держать питомцев в заведениях не  запрещено, главное, чтобы животные раз в полгода проходили ветеринарные процедуры, а у нас все так и  есть», – отмечает Анна Рунова. Бывает так, что на животных все-таки поступают жалобы со стороны гостей. «За все время существования кафе на нас была одна жалоба. Год назад на наше кафе поступила жалоба в СЭС от беременной гостьи. Ей  не  понравилось, что коты не  захотели с ней общаться, и женщина пожаловалась в соответствующие органы на наличие животных в ресторане, в результате чего нас оштрафовали на 5 тыс. руб., – рассказывает управляющий кафе «Солод» Павел Ванюшин. – В целом же гости реагируют на котов положительно, есть и такие, кто приезжает специально, чтобы с ними пообщаться». Во избежание неприятных ситуаций в кафе сделали для питомцев отдельную пятнадцатиметровую комнату со спальными местами, игрушками, диванами и лотками. «Скоро они все будут там сидеть и уже не будут так вальяжно гулять по залу. В случае если гости захотят пообщаться с  котами, мы всегда сможем их вынести», – добавляет Павел Ванюшин.

 

Со своими можно?

Что касается вопроса посещения ресторанов гостями с собственными питомцами, то здесь каждый устанавливает свои правила, поскольку четкого законодательного регулирования вопроса посещения ресторанов со  своими животными в России нет, более того, в  каждом субъекте РФ существуют свои правила содержания собак и  кошек. К  примеру, в Москве временные правила содержания собак и кошек утверждены постановлением Правительства Москвы от 08.02.1994 №101, при этом предприятия общепита в  данном документе не упоминаются, а  в  Каширском районе Московской области владельцы домашних животных обязаны не допускать своих питомцев на территории общественного питания и в  другие подобные места общего пользования (согласно п. 2.3.11 «Правил содержания домашних животных и птиц на территории Каширского муниципального района» от 30.07.2007, №15/2007-НА). Кроме того, запрет на посещение предприятий общепита с  собаками установлен также в Казани (п. 3.14 «Правил содержания собак и кошек в г. Казани», утвержденных Постановлением главы администрации г. Казани от 10.03.2003 №359), а в Нижегородской области помимо собак также не разрешается брать с собой в места общественного питания и кошек (п. 4.3 «Типовых правил содержания собак и кошек», утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.12.2009 №919). При этом санитарные правила, установленные для предприятий общепита (СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6), каких-либо запретов в отношении посетителей с собаками не содержат, отсутствуют они и в правилах оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1036.

При этом в п. 5 «Правил оказания услуг общественного питания» указано, что исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в  местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не  противоречащие законодательству РФ. Исходя из этого, если запрет отсутствует в нормативном акте определенного субъекта РФ, регламентирующем содержание домашних животных, то предприятие общепита вправе включить соответствующее положение в правила посещения заведения. Так, в московский и петербуржский рестораны Арама Мнацаканова с животными не пускают. Что же касается заведений, где есть собственные животные, то правила также у каждого свои. К примеру, рестораны «Хачапури», «МариVanna» и «Эларджи» не имеют ничего против гостей с питомцами, однако контакт между пришедшими и обитающими в заведении животными здесь не  одобряют. А в ресторанах «Шинок», «Солод» и «Узбекистан» категорически против посторонних зверей на  своей территории. 

 

Республика кошек

Десять лет назад в Японии открылось первое котокафе  – заведение, главной достопримечательностью которого стали кошки. За деньги гостям предлагалось поиграть с приглянувшимся животным. Вскоре необычную идею подхватили в  других странах мира. Первое котокафе в Санкт-Петербурге открыла в 2011 г. владелица ветеринарных клиник Анна Кондратьева. В течение года «Республика кошек» работала в формате антикафе, куда приходят для общения – в  данном случае с животными – и  платят за проведенное время, и  как арт-пространство: в кафе проводились тематические выставки. Через год пришла идея организовать дополнительную услугу питания. Помещение площадью 150 кв. м разделили на две зоны: собственно кафе и  комнату для животных. Кафе организовано в отдельном помещении при входе, тут же рядом продают билеты, работает сувенирная лавка. В кафе около 30 посадочных мест и отдельный небольшой зал на десять персон. Расчет происходит за стойкой бара. В охлаждаемой витрине выложены пирожные и торты, предлагают выпечку. Продукцию заказывают у сторонних поставщиков; из напитков предлагают чай, кофе и соки. Все названия в меню посвящены теме кошек: коттучино, америкотто, торт «Кот наплакал». Средний чек составляет 300 руб. Аудитория кафе – посетители, дожидающиеся назначенного часа для общения с котами, молодые пары, по  выходным  – семьи с  детьми. «Ограничение по  электроэнергии пока не  позволило нам организовать полноценную кухню, – рассказывает Анна Кондратьева.  – Отношения с санэпидемстанцией носят прозрачный характер: мы уведомили санслужбы об  открытии кафе, они пришли и  удостоверились, что у нас все как полагается. По первому образованию я ветеринарный врач и хорошо знаю, как нужно выполнять требования, которые к нам предъявляют. Раз в месяц мы проводим дезинфекцию всего помещения, работают в постоянном режиме ультрафиолетовые лампы. При переходе из кафе в помещение к животным каждый обязан надеть бахилы и  обработать руки сансредством, чтобы общение было безопасным как для животных, так и для посетителей». Стоимость часа нахождения в  «Республике кошек» составляет 200 руб. в будние дни и  300  руб. в выходные; детей до трех лет пускают бесплатно. Структура доходов делится на  три составляющие: доход от  продажи билетов, от продажи сувенирной продукции и  продажи напитков и еды в кафе. «Мы  состоим в партнерских отношениях с производителями кормов, это позволяет нам содержать кошек, осуществлять за животными необходимый уход. Аренду оплачиваем сами, платим заработную плату персоналу», – говорит Анна Кондратьева. Для того чтобы посетить кошек в кафе, необходимо записаться за две недели: поток гостей контролируют, чтобы животные не уставали. Всего в «Республике кошек» проживает до 20 животных, среди них эрмитажные коты.

Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Елена Победоносцева

Командная игра

Работа по обучению персонала в ресторане должна вестись непрерывно. Однако бывают случаи, когда в коллективе вроде бы опытных сотрудников нет единства – и риск ухудшения качества сервиса в данном случае велик. Почему так происходит и что нужно знать, чтобы создать эффективную команду, объясняет бизнес-тренер Елена Победоносцева.

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».