архив
Июль 2017

Ориентир

Бизнес в лепешке

Ниша

Между Севером и Югом

Вслух

От коктейля до кукси

Рынок

На один раз














Кофейные гранды



Крупнейшие игроки европейского рынка кофеен продолжают укреплять свои позиции: общее количество кофеен, работающих под 80 крупнейшими брендами, выросло на 5%. К концу 2015 г. на долю трех сетей-гигантов приходилось 6434 кофейни, что составляет 48% общего количества заведений, фигурирующих в рейтинге. Представляем ежегодное исследование нашего партнерского журнала «Foodservice Europe & Middle East».

Автор статьи: «Foodservice Europe & Middle East» / Европа

Из десятки лидеров рейтинга снижение количества торговых точек по итогам 2015 г. зафиксировала только российская сеть «Шоколадница», остальные бренды продолжали активный рост. В общей сложности десяти крупнейшим сетям кофеен Европы принадлежат 9340 кофеен, рост по сравнению с предыдущим годом составил 5,5%. Тройка лидеров – Costa Coffee, McCafé и Starbucks – усилили отрыв от прочих брендов: разница между третьим и четвертым местом в рейтинге – около 1200 заведений.

Конкуренция в сегменте продолжает усиливаться как за счет давления со стороны прочих развивающихся кофейных концепций, так и за счет влияния других игроков и форматов. Так, кафе-пекарни повышают качество сервиса и самого кофе, а множество профессиональных, полностью автоматических кофемашин и торговых автоматов в бизнес-центрах, транспортных узлах, супермаркетах и торговых центрах обеспечивают клиентов горячими напитками по довольно скромной цене. Кроме того, люди все больше внимания уделяют приготовлению качественного кофе дома. Следовательно, кофейные концепции должны учитывать растущие ожидания гостей относительно ассортимента и качества обслуживания. Что касается потенциала рынка, он далеко не исчерпан: нет никаких оснований полагать, что спрос на кофе в ближайшие годы будет снижаться. 

 

Крупнейшие игроки: 

общие замечания

● Впервые в рейтинг включены 80 игроков рынка кофеен, которым в общей сложности принадлежат 13 393 заведения. За последние 12 месяцев они расширили свои сети на 5,1%.

● Возглавляет рейтинг Costa Coffee – 2384 кофе-бара в 14 странах Европы.

● Costa Coffee, McCafé и Starbucks вот уже несколько лет удерживают лидирующие позиции. Впервые каждая из трех сетей преодолела отметку в 2000 кофеен.

● Впервые в десятке лидеров оказались три концепции из Греции.

● В 2015 г. 48 брендам удалось открыть новые заведения, 19 игроков сократили количество точек, 13 компаний сохранили прежние показатели. 

● В абсолютном исчислении больше всего выросла сеть Starbucks – плюс 180 новых кофеен. За ней следуют Costa Coffee (+141) и Coffee Island (+66). 

● Что касается темпов роста, на первом месте российская сеть «Даблби» с ростом 100%, на втором – Einstein Kaffee (+78%), на третьем – Green Caffè Nero (+42%). 

● Кофейни McCafé есть в 26 странах – это наиболее широко представленный бренд в Европе. За ним следует Starbucks (24 страны) и Segafredo (19 стран). Восемь брендов действуют в 12 и более странах. 37 брендов – почти половина участников рейтинга – представлены только в своей стране происхождения.

 

10 компаний-лидеров рынка

1. Costa Coffee. К концу прошлого года сеть номер один в рейтинге выросла более чем на 6%; она присутствует в 14 европейских странах. Из 2384 точек почти 2000 расположены в Великобритании. В 2015 г. этот бренд кофеен снова стал звездой ресторанного портфеля Whitbread Group: общая выручка группы по всему миру выросла на 15%, а сопоставимые продажи Costa выросли почти на 4%. В среднем гости тратят в кофейнях по 2,72 фунта стерлингов. Хиты продаж – латте и песочное пирожное с карамелью. В 42% транзакций участвует клубная карта Coffee Club Card: на данный момент ею активно пользуются около 2,7 млн человек.

В общей сложности в конце 2015 г. под брендом Costa работали почти 3200 кофе-баров в 31 стране плюс около 5000 машин Costa Express (около 4700 из них – в Великобритании). Эти кофейные автоматы, разработанные специально для транспортных узлов, сейчас тестируются на автозаправочных станциях Shell, в том числе в Германии. «В этом году Costa планирует открыть около 200 новых кофеен по всему миру и установить около 950 автоматов Costa Express. В следующем году мы собираемся открыть еще около 230 новых кофе-баров и установить около 1000 автоматов Costa Express», – делится планами CEO Whitbread Элисон Бриттан.

2. McCafé. Концепция «магазин в магазине» компании McDonald’s в 2015 г. расширила свою сеть в Европе на 3%; теперь она насчитывает 2034 заведения. В прошлом году компания впервые преодолела рубеж в 2000 кофеен. По размеру сети и объему продаж лидирует немецкий рынок – здесь сосредоточено 40% всех европейских кофеен McCafé. На этом рынке компания McDonald’s уделяет особое внимание качеству кофе и, в частности, кофейной пенке. С 2015 г. здесь используются кофейные зерна Segafredo. 

По оценкам, во всем мире гиганту фастфуда принадлежит более 4600 кофеен. Первое отдельно стоящее заведение под брендом McCafé открылось в конце 2015 г. в Торонто (Канада).

3. Starbucks. Мировой лидер рынка кофеен (почти 23 600 торговых точек по всему миру) в 2015 г. также преодолел рубеж 2000 заведений в Европе. Это самый быстро расширяющийся бренд в тройке лидеров: рост составил около 10%. В Германии и Франции Starbucks планирует сотрудничать с крупными сетями супермаркетов (Rewe и Casino), создав концепцию «магазин в магазине». Кроме того, компания заявила о планах открыть первую кофейню Starbucks в Италии. Компания Percassi, держатель лицензии Starbucks на итальянском рынке, будет владеть и управлять кофейнями Starbucks в этой стране; первая из них откроется в 2017 г. в Милане. 

4. Tchibo. Немецкая компания – обжарщик кофе увеличила свою сеть на два заведения, теперь в ней насчитывается 829 кофеен. Формат кофе-баров внутри розничных магазинов особенно широко представлен в родной стране бренда (500 точек). Хитом продаж здесь был и остается фильтр-кофе.

5. Caffè Nero. Британский бренд усиливает свое присутствие на континенте. Сеть насчитывает 666 кофеен, большая часть расположена в Великобритании. Растет значимость турецкого и польского рынков: в Польше компания представлена брендом Green Caffè Nero, в этой сети 37 точек (52-е место в рейтинге).

6. «Шоколадница». Крупнейшая сеть кофеен России предлагает гостям широкий ассортимент холодных и горячих блюд. В кофейнях полное обслуживание. В 2015 г. основным драйвером продаж стали разнообразные предложения навынос, активно продвигаемые сетью. Осенью 2014 г. в портфель владельца «Шоколадницы» Александра Колобова добавилась вторая по размеру сеть кофеен в России, «Кофе Хауз». Кроме того, Колобов в партнерстве с «ВТБ Капитал» владеет мастер-франшизой Burger King на Россию. 

7. Coffee Island. Греческая концепция, основанная в 1999 г., в прошлом году расширила свою сеть почти на 30%, поднялась на две позиции в десятке лидеров и открыла первую кофейню в Лондоне. 

8. Gregory’s. В рейтингах прошлых лет вторая по размерам кофейная концепция греческого происхождения фигурировала под именем Coffeeright. Между тем, по словам директора по коммуникациям Антониса Ампатзиса, узнаваемость бренда Gregory’s в Греции намного выше (полное название торговых точек – Gregory’s / Coffeeright). С его точки зрения, наибольший потенциал для развития в кофейном сегменте у «кофеен третьей волны», кофе навынос и электронных заказов. «Кофе перестал быть функциональным утренним продуктом; он актуален в течение всего дня», – отмечает он. По мнению Ампатзиса, развитие культуры потребления кофе дома может стать серьезной проблемой для операторов кофеен, если на рынке не произойдет резкого роста качества продукта и сервиса. 

9. Everest. Третий греческий бренд в десятке лидеров отмечает 26%-ный рост количества точек. По словам Микаэля Скардасиса, директора по маркетингу группы Vivartia, это результат «расширения нашей сети в аэропортах и на паромах Греции». Он следующим образом характеризует 2015 г: «Экономическая рецессия в Греции привела к тому, что покупатели стали более чувствительны к ценам. Кроме того, увеличилось потребление кофе навынос». Три основные тенденции в развитии: повышение компетентности в вопросах кофе, смешение сортов, наилучшее соотношение цены и качества.

10. Coffeeshop Company. Эта концепция кофе-баров, принадлежащая австрийскому семейному предприятию Schärf Group, в 2015 г. незначительно увеличила число точек в Европе и впервые вышла на французский рынок. Несмотря на экономический кризис, ей удалось сохранить присутствие в России. В планах компании – дальнейшее развитие и расширение сети. В прошлом году Coffeeshop Company открыла кофейню в Австралии, и теперь компания представлена на всех пяти континентах; всего сеть насчитывает 324 кофе-бара.

 

 

Джеймс Хамполец, директор по маркетингу SCAE:

– Какие основные тенденции вы наблюдаете на мировом рынке кофеен?

– На протяжении вот уже двух десятилетий стили приготовления кофе, способы обжарки зерен, технология производства постоянно меняются и развиваются. В последние годы появился холодный способ приготовления кофе – сначала на тематических мероприятиях и фестивалях, потом и в специализированных заведениях. Интересный эксперимент быстро перерос в многообещающее направление на рынке speciality coffee – особенно широко эта тенденция распространилась за последний год, когда ритейлеры по всему миру начали подавать свежий кофе, заваренный холодным способом, и предлагать упакованный охлажденный кофе.

– Какие влияния наиболее сильны на европейском рынке?

– Сегодня у всех на устах слова «устойчивое развитие». В последние годы стало совершенно ясно, что сообществу speciality coffee необходимо переходить от слов к делу, если мы хотим обеспечить существование нашей индустрии в будущем. Тысячи обжарщиков и импортеров кофе уже вовсю обучают и финансово поддерживают производителей, чтобы гарантировать устойчивость производства кофе. Нужно учить потребителей такому же отношению, если мы хотим, чтобы кофе, который мы так любим пить каждый день, был доступен нам и в будущем. Роль SCAE – донести это до массового потребителя. Под словами «устойчивое развитие» мы подразумеваем три элемента: экономический, экологический и социальный – на протяжении всего пути кофейного зерна.


Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».

Андрей Кондрашин

ресторатор

Эффект новизны

Есть ли шанс у региональных рестораторов выделиться в толпе безликих пиццерий и суши-баров и создать новую оригинальную концепцию? А главное, стоит ли это делать? Об этом взялся порассуждать ресторатор Андрей Кондрашин, управляющий заведениями во Владимирской области и потому знакомый с темой не понаслышке.