https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Питер не в голосе

Два года назад, когда в Петербурге открылось «Джельсомино cafe», специалисты заговорили о том, что грядет новая мода: скоро и в Северной столице как грибы начнут расти кафе и клубы, предлагающие новый для города стиль развлечения с главным «блюдом» в меню – караоке. Но первый проект с качественным звуком и современным видеорядом – «Джельсомино» – до сих пор остается и единственным.

Клубов и ресторанов, предлагающих необычную концепцию проведения досуга, в которой еда и общение лишь дополнение к караоке, в Петербурге нет. Если в Москве привыкли веселиться открыто, то в Северной столице чаще поют дома, в кругу семьи, на даче с друзьями, но не в ресторанах. Петербургская публика предпочитает формат пассивных развлечений, выступая в роли зрителей, а не участников шоу. 
Тем не менее в Петербурге немало заведений, где можно петь, но в большинстве из них оборудование остается на уровне домашних бытовых «караочек», и караоке предлагается в числе прочих дополнительных услуг. В основном оно популярно на корпоративных мероприятиях и праздниках: свадьбах, днях рождениях, юбилеях. Если пение транслируется на все заведение, то оно вызывает скорее раздражение у большинства посетителей, нежели положительные эмоции, поэтому для караоке обычно оборудуют отдельный зал, чтобы не нервировать непоющих гостей. 
Караоке в большинстве заведений предлагается в качестве дополнительной услуги к еде, задушевной беседе и главным образом к выпивке. По мнению управляющего распивочной «Море водки» Александра Благообразова, караоке – достаточно популярная услуга. «Когда гости хотят арендовать зал, наличие караоке становится еще одним плюсом в нашу пользу. Караоке есть только в VIP-зале, и при заказе банкета гости пользуются этой услугой совершенно бесплатно. Аппаратура самая простенькая, «домашняя», типа музыкального центра», – рассказал он.
В зале установлен длинный стол на 30 человек. Банкетное меню – от 300 руб. на человека. Аренда зала – 9000 руб. «Если арендуют зал, то обязательно поют», – отметил Благообразов. Сцены здесь нет, петь можно «во главе стола». В репертуаре – 4 тыс. песен, из них больше половины русских, есть классика и джаз. Этот пример наглядно демонстрирует, что в Петербурге популярен и развит формат «застольного караоке»: петь принято в компании «своих», на корпоративном банкете или частной вечеринке после определенной дозы алкоголя. Как охарактеризовал этот феномен на открытии «Джельсомино cafe» совладелец холдинга Ginza Project Вадим Лапин, «без бокала нет вокала». 
Предоставлять услугу караоке в Veritas решили потому, что в ресторане представлена старорусская кухня, в том числе множество закусок под водочку. А душа русского человека устроена так, что, выпив, хочется запеть. Услуга востребована, но исключительно во время банкетов и корпоративок. Аппаратура находится в большом VIP-зале. В коллекции 3120 композиций, особой популярностью пользуются русские народные песни и хиты 1980-х гг. Исполнение караоке включено в стоимость банкета. 
Есть рестораны, в которых караоке созвучно главной идее заведения и потому органично вписывается в его концепцию. Например, в ресторане-театре «Восточный Париж» регулярно проходят музыкальные спектакли. На сегодняшний день разработаны четыре шоу-программы – «Ностальгия», «Всегда быть в маске судьба моя», «По следам неуловимых», «Наш Есенин». Музыкальные произведения, которые можно увидеть и услышать только в ресторане-театре, вдохновляют посетителей на исполнение композиций караоке. Поют здесь в специально отведенном для этого зале. Год назад эту зону ресторана обновили: установили новое звуковое и световое оборудование, появилась сцена для исполнителя, увеличилось количество посадочных мест. Теперь здесь может разместиться компания из 50 человек. Караоке-зал предназначен в основном для корпоративных мероприятий, но когда он свободен, гости ресторана могут за символическую плату петь караоке в частном порядке. 
Гвоздь программы
«Джельсомино» стал первым в Петербурге рестораном с высококачественной караоке-аппаратурой класса люкс, куда приходят в первую очередь за тем, чтобы петь и чувствовать себя звездой эстрады. «Идея караоке-кафе принадлежала нашему московскому партнеру Дмитрию Сергееву. На момент открытия риск заключался в том, что это был совершенно новый формат для Петербурга и было трудно спрогнозировать реакцию людей. Но, как оказалось, у нас он пришелся по вкусу многим. И мы расцениваем проект как бизнес-удачу», – рассказал совладелец заведения Алексей Губкин.
Наряду с гастрономическим меню и винной картой гостям предлагается специальное караоке-меню. Если два года назад в коллекции насчитывалось около 7 тыс. самых популярных песен, то на сегодняшний день в репертуаре более 50 тыс. композиций, а каталог песен в «Джельсомино» занимает 96 страниц. Все песни представлены в специальной аранжировке, текст и видеоряд отображаются на огромных плазменных панелях, а каждому исполнителю помогают выступить профессиональный звукорежиссер и бэк-вокалисты. Уже в первые недели работы заведения 90% посетителей заказывали караоке. Караоке можно исполнить в основном зале «Джельсомино», где есть сцена и вся необходимая аппаратура. 
Для стеснительных «новичков» и тех, кто предпочитает петь сугубо в знакомой компании, есть возможность попробовать свои вокальные данные в Purple bar. Этот зал рассчитан максимум на 20 человек и очень востребован.
Мужчины поют более активно, чем женщины. Каждый день гостями исполняется более 100 песен. И со времени открытия ресторана количество желающих петь караоке значительно выросло. Исполнение одной песни – 500 руб. Существует негласная очередь на исполнение. Гости на листе бумаги пишут номер песни, которую они хотят исполнить. Официант передает эту заявку звукорежиссеру, и тот в определенное время ставит необходимую мелодию, а официант тем временем приглашает гостей исполнить хит. Иногда (особенно в выходные дни) гостям подолгу приходится ждать микрофон. Но «Джельсомино» работает с 19 часов вечера и до 6 часов утра ежедневно, поэтому, как правило, все гости  успевают исполнить выбранную песню.
У холдинга Ginza Project далеко идущие планы по развитию «Джельсомино»: в компании собираются открыть еще несколько караоке-клубов в Екатеринбурге, Киеве, Минске.

В Нижнем Новгороде услуга караоке на предприятиях общепита пользовалась успехом несколько лет назад. Сейчас же большинство рестораторов, имеющих в ассортименте караоке, не афишируют этот факт. По словам директора пивного бара «Зер Гут» Владимира Вольнова, караоке – это далеко не показатель престижности заведения, скорее, наоборот. «Эта услуга была популярна три–пять лет назад, когда системы караоке еще не продавались в магазинах. Нижегородцы активно шли в такие заведения попеть, особенно во время корпоративных мероприятий или юбилейных застолий», – считает директор Ассоциации рестораторов и отельеров Нижегородской области Любовь Кузьмичева. Она считает, что эта услуга характерна для демократичных предприятий питания: в городе практически нет заведений с услугой караоке со средним чеком больше 500 руб. По ее мнению, гости приходят в дорогие заведения насладиться кухней и атмосферой, а караоке только мешает спокойному отдыху. Эта услуга подходит летним площадкам и шашлычным. «Зачем нашим гостям слушать поющих людей, далеко не профессионалов?» – задает риторический вопрос директор ресторана «Купеческий» Анна Рязанова. Она также отметила, что услуга караоке сейчас непопулярна в заведениях, так как все желающие уже приобрели караоке-приставку домой. 
В городе шестой год успешно работает единственный в своем роде караоке-бар «Скоба». Самые проходные часы – пятница и суббота, с 20.00 до 1.00. Работает заведение с 12.00 до 5.00. «Гости приходят к нам именно попеть. Наши завсегдатаи – это мужчины и женщины 25–40 лет. В последнее время появилось много молодежи», – рассказала старший официант заведения Ольга Климова. Уже сформировался постоянный круг гостей, которые заказывают столики на пятницу или субботу. Здесь также часто проходят свадьбы, когда желающие охотно голосят под караоке. Караоке-бар «Скоба» предлагает европейскую кухню, средний чек составляет 300 руб. Хитами продаж являются салат «Греческий» и блюда с морепродуктами, а из алкоголя – водка. 
Марина Сипатова/Нижний Новгород

В Ростове-на-Дону большинство рестораторов воспринимает караоке как принесенное из дома необязательное дополнение VIP-зала. Из нескольких профессиональных проектов в настоящее время в городе остался только один – караоке-бар «Замешательство». Он расположился в центре донской столицы, в Первомайском парке, на территории дореволюционного Летнего коммерческого клуба. Зал караоке, вмещающий 80 гостей, оснащен единственной в ЮФО профессиональной аппаратурой MTV-формата фирмы Labean. Есть большой экран. Особой популярностью «Замешательство» пользуется в ночь на выходные и праздничные дни, когда зал переполнен. Каждый «певец» тратит здесь в среднем 1100 рублей, в основном чтобы промочить горло. Спиртного – 80 позиций. Помимо этого можно заказать 20 закусок, 35 европейских основных блюд и 60 японских. Популярны и кальяны. Среди посетителей преобладают люди 25–40 лет среднего класса и выше. Не менее половины гостей поет до утра. 
Сергей Афанасьев/Ростов-на-Дону

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43